Муниципальное образование
городской округ город Брянка
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
» » Брянковский картинг…

Брянковский картинг…

Мыслями о судьбе гонщика делится основатель автоспорта города, родоначальник известной династии картингистов — Юрий Александрович Рыбалко.

— Юрий Александрович, картинг уже давно стал символом Брянки, как он появился в нашем городе?
— В далекие времена это было (улыбается), еще в начале семидесятых прошлого века. Я всегда интересовался техникой, молодой был, азартный, мотогонками увлекался, частенько ездил в соседний Стаханов, где на базе Дома пионеров работала секция картинга.
С такими же, как я, энтузиастами решил попробовать создать что-то подобное и в родном городе. Не сразу все получилось, обращались и к властям городским, и в комсомольскую организацию, в итоге с помощью городской Станции юных техников удалось купить в Лисичанске первый карт и открыть секцию, которая сначала базировалась в подвале школы № 23, а затем переехала в десятую школу. Были у нас станочки, и мы начали сами строить машины для гонок. В ход шло все: металлолом, старые кровати, за зиму построили 4 карта. Начали участвовать в соревнованиях, был у нас такой Саша Подгайченко, так он в составе сборной области попал даже на Чемпионат Украинской ССР.

— После первых успехов, наверное, хотелось чего-то большего?

— Я в то время работал на «БЗБО», а директором у нас был Юрий Викторович Черновский. Сам он родом из Запорожья, где занимался парусным спортом, и все мечтал популяризовать у нас этот вид спорта. Однако любовь к гонкам помогла нам найти общий язык, и наша секция на долгие годы перебралась на завод.
— С ностальгией вспоминаете те годы?
— Конечно, в СССР развитию массового спорта уделялось очень много внимания. Юрий Викторович создал для нас условия, о которых можно было только мечтать. Вы только подумайте, для команды картингистов был создан специальный денежный счет, я мог обратиться к любому мастеру, любому фрезеровщику, и он в нерабочее время изготавливал для нас нужную деталь, оплачивалась эта работа с того самого счета. И все у нас по уму было. Кольца, шатуны, коробки передач, коленвалы — все было самодельное. До сих пор храним эти детали, многие уже — как музейные экспонаты.

— С таким подходом странно, что яхтклуб в Брянке так и не появился.
— В нашем регионе тяжеловато было такую махину поднять. Но пристрастие Черновского к морским судам нам все-таки сильно помогло. В составе группы рабочих довелось нам как-то побывать в Ленинграде и, конечно, мы посетили завод «Патриот» — единственное по тем временам предприятие в Союзе, выпускавшее карты. На счастье, оказалось, что директор «Патриота» тоже увлекался парусным спортом и даже на досуге строил 12-метровую яхту. На этой почве два руководителя и нашли общий язык. И уже скоро подписали договор: согласно ему в обмен на детали, которые изготавливал для ленинградцев наш завод, нам ежегодно присылали десять новеньких картов. Никто в области не мог похвастаться таким обеспечением. Вскоре освоили мы и изготовление двигателей на заводе, один из них, который изготавливался еще для участия сына Тараса в Чемпионате УССР, до сих пор в строю.

— С кем вы еще сотрудничали?
— От Новосибирского академгородка до Прибалтики, от Москвы до Крыма. Тогда была сильно развита кооперация. Хорошо помогал нам Минск: там под наши гильзы отливали цилиндры, да и нам было чем поделиться с друзьями-соперниками.
— Такой подход не мог не дать результатов.
— Конечно, одно время сборная Луганской области на 70-80% состояла из наших ребят. А областная команда всегда была в числе лидеров в Украине. Турниры следовали один за другим: начиная с весенних соревнований в Киеве, которые из-за совпадения со школьным перерывом в учебе называли «Киевские каникулы», и заканчивая ноябрьскими в Курске — Кубком памяти родоначальника картинга в СССР Л. С. Кононова, погибшего во время соревнований. Зеленоград, Калуш, Одесса, Полтава, Армавир, Волгодонск — поколесили немало. Специально для путешествий нам выделили микроавтобус «РАФ». И ожидали нашего приезда на «БЗБО» по-особенному, всегда на проходной нас ждала тематическая стенгазета с поздравлениями. Весь кабинет у Ю. В. Черновского был заставлен кубками.

— Брянку знали в мире картинга?
— Конечно, на том же Кубке памяти Кононова нас поначалу путали с городом Брянском, мы, конечно, поправляли, говорили, что мы с Луганщины, но после того, как Брянка каждый год уезжала оттуда с победами (хоть иногда из-за дождя и мороза приходилось ребят в прямом смысле выковыривать из машины), — запомнили. Людей в то время в секции много занималось, что говорить: на любые соревнования мы не одну, а две команды привозили, в каждой по 5-7 человек. В Горловке до скандалов доходило. Приезжаем, а они не хотят вторую команду допускать, говорят: «Вы и так все призы возьмете, а двумя командами никому вообще шансов не дадите!»

— Получается, на Донбассе равных брянковчанам не было?
— Были отдельные сильные спортсмены в Луганске, частенько конкуренцию составлял Свердловск, а вот в Краснодоне, например, тогда в основном мотокросс был, это сейчас они за картинг взялись. Но мы больше дружили, чем соперничали, часто ездили друг к другу, помогали соседям, чем могли, они тоже в долгу не оставались.

— Юрий Александрович, а когда ваши сыновья сели за руль?
— Старший сын Тарас впервые вышел на старт соревнований, когда ему еще не исполнилось семь лет, мы перед стартом две ночи не спали, машину для него собирали. Не зря трудились, тот карт два года подряд лучшим гоночным автомобилем УССР признавался, он и сейчас у нас в домашнем музее хранится (на фото). Тарас прошел все классы: «Пионер», «Юниор», «Союзный» и «Взрослый Союзный» — и во всех становился чемпионом Украины. Когда он дважды стал чемпионом УССР по взрослым, киевляне все «на ушах» стояли.
Младший сын Андрей не успел проявить себя в полную силу из-за последовавшего после развала Советского Союза кризиса, который не мог не затронуть и автоспорт, но он тоже не мыслит своей жизни без гонок. Было время, пробовал отказаться от соревнований, но надолго его не хватило, снова вернулся в спорт. Кроме картинга, пробует себя в стритрейсинге.
Я от дел уже отошел, а мои ребята приняли эстафету и достойно продолжают семейные традиции. Внук Дима, по семейной легенде, гораздо лучше засыпал под гул моторов, чем под колыбельную. А за руль сел в пять лет, первые же соревнования совпали с его шестым днем рождения. Он также прошел все классы.

— А какова женская доля в семье Рыбалко?
— Отдаю должное нашим женам, они понимают страсть своих мужчин и по мере сил помогают. Моя жена Наталья Ивановна часто сопровождала нас на соревнованиях, готовила, ухаживала за нами, жена Тараса Галина Николаевна бессменно находится в судейском корпусе всех соревнований, проводимых на брянковском картодроме.

— Юрий Александрович, а какими качествами надо обладать, чтобы оставаться в картинге такое долгое время?
— Многие ребята начинают заниматься, но в «деле» остаются самые преданные фанаты гонок. Для того чтобы сейчас участвовать в соревнованиях, даже на региональном уровне, ребята почти все свое время да и зарабатываемые деньги тратят на любимое хобби. А если ездить на турниры более высокого уровня, средств даже на еду не останется.
В последнее время в крупных городах появились серьезные спонсоры и ужесточились технические требования. Цена даже небольших деталей измеряется в сотнях долларов, не говоря уже о фирменных двигателях, специальных топливных смесях, масле, резине. В общем, сейчас люди делают на этом бизнес и настроены на победу любой ценой.

— А разве раньше ради победы спортсмены не хитрили?
— Да какое там? Ухищрений хватало. На что только не шли, смотришь — руки в ожогах, значит, перекись водорода в бензин добавляли. Харьковские картингисты сотрудничали с институтом сверхнизких температур, где все детали на космические корабли делали, там как раз такие материалы использовались. Помню, после соревнований заказал в алчевской лаборатории детали такой же марки стали, из которой были сделаны картинги харьковчан, а там отвечают: в Союзе такой нет! Как оказалось, она была засекречена.
Еще один наш коллега по картингу работал главврачом клиники в ленинградском порту, капитанов дальнего плавания выхаживал, а вместо благодарности просил: будешь в Японии, привези такую-то деталь, и с удовольствием привозили. Много раз он чемпионом СССР был, однажды на глазах у соперников пролил топливо на снег, и снег посинел, оказывается, он топливо из торпед добавлял.
Но картинг держится не на таких людях, брянковский картодром, тоже, кстати, построен благодаря активности Юрия Рыбалко!

20 октября 2018 года на территории картодрома города Брянки (по адресу ЛНР, г. Брянка, ул. Шахтёрской дивизии, 1а) состоится второй этап автомотофестиваля «Кубок Донбасса» - соревнования по картингу, которые были отменены из за трагических событий в Донецкой Народной Республике.