Каждый ребенок с момента рождения наделен правами. Важную роль в обеспечении прав ребенка играет его семья, в каждой семье создается индивидуальная семейная атмосфера и выбирается способ воспитания детей. Педагогические взгляды родителей, как правило, связаны с их представлениями о жизни, будущем детей и тем, что на их взгляд, необходимо для достижения этих целей.
В процессе семейного воспитания у детей развиваются навыки поведения, усваиваются критерии для его оценки, формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что позволяется и что запрещается, что такое справедливо и несправедливо. Родители становятся первыми учителями своих детей, они влияют на развитие детской личности своими знаниями, ценностями и своим поведением. Родительская любовь и эмоциональная связь между ребенком и родителями имеет огромное значение, а атмосфера в семье способствует интеллектуальному и духовному обогащению личности.
В основном документе о правах детей, в Конвенции о правах ребенка перечислены основные права детей, определена ответственность родителей. Родители должны обеспечить благоприятные условия для развития ребенка и осуществлять руководство использованием тех прав, которые признаны Конвенцией. Родители должны рассматривать ребенка не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. И тогда это позволит сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией.
Детство — уникальный период, когда осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того, каковы условия развития ребенка в окружающем социуме, зависит его дальнейшая гражданская позиция. Понимание права приобретается ребенком в детстве, и от этого зависит его последующее поведение в правовой сфере.
Проблема состоит в том, что, как бы серьезно не продумывались формы правового воспитания детей в детских садах и школах невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Эффективное решение данной проблемы видится во взаимодействии образовательных организаций и семьи в процессе правового воспитания детей, в систематизации работы по правовому просвещению со всеми участниками образовательного процесса. И родители и педагоги являются равноправными участниками образовательного процесса, а значит и педагогическое воздействие должно быть согласованным и совместным.
Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия как физического так и психологического. Оскорбления и унижения наносят ребенку еще больший вред, чем физическое наказание. Конвенция о правах ребенка трактует, что государство принимает все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов.
Все мы любим своих детей, хотя понимание этого у всех различно. Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Рассматривая родительскую должность как творческую, хорошо бы в то же время помнить, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь.
Е. Скубак, начальник Брянковского городского управления юстиции.