Каждый ребенок с момента рождения наделен правами. Важную роль в обеспечении прав ребенка играет его семья, в каждой семье создаётся индивидуальная семейная атмосфера и выбирается способ воспитания детей. Педагогические взгляды родителей, как правило, связаны с их представлениями о жизни, будущем детей и тем, что на их взгляд, необходимо для достижения этих целей.
В процессе семейного воспитания у детей развиваются навыки поведения, усваиваются критерии для его оценки, формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что позволяется и что запрещается, что такое справедливо и несправедливо. Родители становятся первыми учителями своих детей, они влияют на развитие детской личности своими знаниями, ценностями и своим поведением. Родительская любовь и эмоциональная связь между ребенком и родителями имеет огромное значение, а атмосфера в семье способствует интеллектуальному и духовному обогащению личности.
В основном документе о правах детей, в Конвенции о правах ребенка подробно перечислены основные права детей, определена ответственность родителей. Родители должны обеспечить благоприятные условия для развития ребенка и осуществлять руководство использованием тех прав, которые признаны Конвенцией.
Прописанные в Конвенции права ребенка это тот необходимый минимум набора прав ребенка, который нужно применять в повседневной жизни семьи. К сожалению, родители по-разному понимают как права детей, так и возможности их применения в контексте практического взаимодействия с собственным ребенком. Часть родителей уважают права детей, понимая, что они строго регламентированы функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другая часть имеет более абстрактное понимание правовой проблематики и принимает ее лишь частично. Однако встречаются и такие родители, которые не имеют никакого представления о правах детей и чаще всего совершенно не интересуются этими правами и безответственно относятся к воспитанию и развитию детей, унижают достоинство детей, что сказывается на развитии личности ребенка и приводит к появлению проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Зачастую родители проявляют к своим детям излишнюю авторитарность, раздражение, бесконечные запреты, недоверие, ложь, равнодушие. Такое поведение говорит о низкой педагогической и правовой культуре родителей.
Родители должны рассматривать ребенка не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. И тогда это позволит сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией.
Детство - уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. От того, какие условия развития ребенка в окружающем социуме, зависит его дальнейшая гражданская позиция. От того, какое понимание права и отношение к нему приобретается ребенком в детстве, зависит его последующее поведение в правовой сфере.
Проблема состоит в том, что, как бы серьезно не продумывались формы правового воспитания детей в детских садах и школах невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Эффективное решение данной проблемы видится во взаимодействии образовательных организаций и семьи в процессе правового воспитания детей, в систематизации работы по правовому просвещению со всеми участниками образовательного процесса. И родители и педагоги являются равноправными участниками образовательного процесса, а значит и педагогическое воздействие должно быть согласованным и совместным.
Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия как физического так и психологического. Психологическое давление в форме оскорблений и унижений, наносит ребенку еще больший вред, чем физическое наказание. Конвенция о правах ребенка трактует, что государство принимает все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов. Все мы любим своих детей, хотя понимание этого у всех различно.
Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если мать и отец говорят о том, что брать чужое позорно, а сами приносят домой что-то оттуда, где работают и т.д. – грош цена их словоизлияниям, они будут перечеркнуты их поступками. Если же дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Помните, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь.
Когда нарушаются права ребенка?
когда нет безопасности для его жизни и его здоровья;
когда его потребности игнорируются;
когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения;
когда нарушается неприкосновенность ребенка;
когда ребенка изолируют;
когда ребенка запугивают;
когда ребенок не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения;
когда ребенок не может свободно высказывать свои мысли и чувства;
когда ребенка используют в конфликтных ситуациях с родственниками;
когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей;
когда ребенку навевают страх с помощью жестов, взглядов, угроз физического насилия;
когда перебивают ребенка во время разговора, не дают возможности высказаться;
когда нарушается половая неприкосновенность ребенка;
когда ребенок используется как способ экономического торга во время разводов, раздела имущества между родителями.
Что вы родители можете сделать для своего ребенка?
помнить, что ребенок это личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые необходимо уважать;
обеспечить ребенку физическую безопасность;
Научить ребенка говорить НЕТ;
Прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к ребенку и других людей;
Находить время для искренних разговоров со своим ребенком каждый день.
Помните про возраст ребенка и про то, что у ребенка есть личные потребности;
Приобщайте ребенка к созданию семейных правил.