Принятый Верховной Радой Украины Закон "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" приобрел статус самого противоречивого и скандального документа за длительный период проведения Минских переговоров по мирному урегулированию конфликта на Донбассе. Украинские политики фактически узаконили применение вооруженных сил на Донбассе без объявления войны. А территории Луганской и Донецкой республик определили, как оккупированные страной-агрессором - Россией.
Как следствие - объявленный четыре года назад "режим АТО", призванный бороться с террористами и прочими пророссийскими врагами территориальной целостности Украины, всё, что творили, прикрываясь "АТО", украинские вооруженные группы, оказалось вне закона. Война против собственного народа, не принявшего националистический вооруженный переворот 2014 года, определена, как "мероприятие по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии". И более того, руководство по проведению "мероприятия" полностью переходит в ручное управление "главы государства".
Концепция принятого сегодня закона противоречит всем достигнутым в Минске договоренностям, несмотря на некоторые "реверансы в сторону Минска", добавленные с голоса в последний момент. Скажем, каков статус закона об особом статусе в свете принятия этого закона? Учитывая то, что закон об особом статусе (номинально, не касаясь его состоятельности) принят в целях реализации международных обязательств Украины, а в конституции закреплён примат международного права над национальным?
Всё же, мы практически уверены, что, несмотря на явно провокационный и во многом нелогичный "закон о реинтеграции Донбасса", Украина не осмелится в открытую заявить о выходе из Минских переговоров и начать новый этап эскалации вооруженного конфликта.
Альтернативы Минску нет, и это мнение не только Народных Республик и Российской Федерации. И те, кто разделяет такое мнение, надеюсь, найдут достаточную аргументацию, чтобы удержать Украину от необъявленной формально (нормы о разрыве дипломатических отношений изъяты из проекта), но фактически задекларированной этим законом, войны с Россией и возвратить к реалиям международных обязательств.