Мошеннических схем много, но правило всегда одно — прекратить общение с незнакомцем, который под ЛЮБЫМИ предлогами убеждает перевести или передать деньги.
Самые распространенные уловки аферистов, используемые для хищения денег у граждан:
1. Звонок от сотрудников банка или правоохранительного органа
Звонящий официально представляется и сообщает, что якобы сбережения под угрозой и их нужно срочно перевести на «безопасный счет», либо происходит попытка совершения мошеннических действий с квартирой, которую нужно срочно продать по «фиктивной сделке».
Версии злоумышленников могут быть разные: попытка снятия денег по доверенности, сомнительные операции, утечка персональных данных, попытка оформления кредита либо хищения квартиры, помощь в поимке преступников и т. д. Мошенники могут присылать изготовленные с помощью графических редакторов фото служебных удостоверений, банковских и процессуальных документов.
Злоумышленники называют жертве номера «безопасных счетов» либо присылают за деньгами курьера.
При этом, как правило, злоумышленники уверяют, что всё имущество и денежные средства будет возвращены.
2. Звонок от родственника, попавшего в ДТП
Аферисты звонят преимущественно пожилым людям и, имитируя сильное волнение или плач, так чтобы голос невозможно было узнать, сообщают, что случилась дорожная авария. Как правило, в телефонном разговоре пенсионеры сами называют имя или родство, с чем соглашаются аферисты и продолжают разговор.
Затем мошенники сообщают, что «родственник» стал виновником дорожной аварии — сбил человека или переходил дорогу в неположенном месте, а в результате пострадали люди. Затем предлагают заплатить деньги за лечение или непривлечение к уголовной ответственности. За деньгами присылают курьера.
3. Смс-рассылка с вредоносными программами
Мошенники присылают жертве смс с просьбой помочь участнику конкурса победить, проголосовав за него. Переходя по ссылке человек проходит аутентификацию, после которой злоумышленники получают доступ к телефону и возможность отправлять от имени владельца смс.
Также мошенники могут присылать ссылки с просьбой о помощи, но после ввода данных банковской карты похищаются и все деньги тоже.
Вредоносные ссылки могут содержаться и в сообщениях о неожиданном выигрыше, предложении пройти опрос и получить деньги на баланс телефона.
Злоумышленники под различными предлогами просят установить приложение на мобильный телефон или компьютер, а на самом деле получают полный доступ к устройству и похищают деньги.
4. Лжеруководитель
Сообщение (смс) поступает якобы от работодателя (руководителя, начальника, сотрудника вышестоящей организации) с предложением пообщаться с неким «куратором», которому необходимо оказать помощь.
Затем звонит «куратор», сообщает об утечке персональных данных работника и необходимости участия в «секретной операции» по поимке преступников.
Аферисты, как правило, начинают схему с смс-сообщения, используя при этом фото работодателя и заранее заданные его фамилию, имя и отчество в профиле контакта.
5. Интернет-знакомства
Новые знакомые, как правило, представляются иностранцами, клянутся в любви, хотят как можно быстрее прилететь для личного знакомства и под различными предлогами (на билет, для визы, страховки, получения подарка и т. д.) просят сделать денежный перевод, причем чаще всего не один.
6. Мошенничество под предлогом инвестиций
Злоумышленники обзванивают граждан или размещают объявления в интернете, представляются сотрудниками брокерских компаний, предлагают быстрый и огромный заработок с минимальными вложениями — путем инвестиций в акции и игры на бирже. Затем мошенники создают видимость получения прибыли, вынуждают жертву сделать более крупные вложения и в результате забирают все денежные средства.
7. Легкий заработок в интернете («реакции», продвижение товаров)
Неизвестные предлагают работу, не требующую квалификации, и быстрый заработок якобы за продвижение товаров на маркетплейсах, даже иногда могут перевести небольшую сумму за несколько «реакций», но задача мошенников — притупить бдительность, чтобы «работник» был готов на другие условия, лишь бы не лишаться такого быстрого заработка. В этот момент «работодатели» усложняют схему получения прибыли, предлагают виртуальный «выкуп» товара, суммы возрастают, но ни товаров ни денег жертва не получает, а зачастую может лишиться и собственных сбережений — путем получения вредоносных ссылок и предложений о дальнейшей работе, за которую нужно заплатить.
8. Обмен или декларирование денежных средств
Злоумышленник, звонит и, представляясь специалистом финансового отдела или социальной службы, сообщает ложную информацию о том, что необходимо декларировать все денежные средства, находящиеся у граждан либо поменять все имеющиеся сбережения на деньги якобы нового образца под предлогом того, что иначе накопления пропадут.
9. Ошибочный перевод денег
Мошенники присылают сообщения о якобы ошибочно совершенных переводах денежных средств с просьбой их скорее вернуть на номер телефона, указанный в смс.
10. Компенсация за ранее приобретенный якобы некачественный товар. Лжеврачи
Мошенники звонят, представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают о якобы причитающихся денежных средствах за ранее приобретенные некачественные товары, обещают компенсацию и просят перечислить деньги в качестве налога, пошлины или иных расходов якобы для ее получения.
Бывает, что аферисты представляются врачами и сообщают о «страшном заболевании» и необходимости срочного лечения, приобретения лекарств.
Источник: Прокуратура г. Москвы