13-14 декабря 2022 года состоялся Всероссийский форум "Стратегии и приоритеты государственной политики в сфере обновления содержания общего образования". В форуме приняли участие директор ГОУ ЛНР «Брянковский УВК № 5» – Мурашкина Т.Ю. и заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Зотова Е.Г.
Встреча организована Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" (ФГБНУ "ИСРО РАО"). Со – модераторы форума научные руководители института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, член-корреспондент российской академии образования С.В. Иванова и М.И. Логвинова.
Программа всероссийского форума «Стратегии и приоритеты государственной политики в сфере обновления содержания общего образования» включала в себя 2 календарных дня и содержала следующие мероприятия:
1.Пленарная сессия №1
2.«Научно-методическое обеспечение государственной политики в сфере обновления содержания общего образования»
3.Круглый стол «Создание современного учебника: проблемы и задачи»
4.Круглый стол «Социальное партнерство как одно из направлений развития образовательной организации»
5.Пленарная сессия №2 «Научно-методическое обеспечение государственной политики в сфере обновления содержания общего образования»
6.VII Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию
7.Научно-практическая конференция «Проблема востребованности научных исследований в образовании: методологический аспект»
8.Круглый стол «Деятельность учителя по предупреждению и устранению трудностей обучения»
В центре внимания Форума – рассматривались вопросы научно-методического обеспечения государственной политики в сфере обновления содержания общего образования.
Следует отметить, что проведение форума "Стратегии и приоритеты государственной политики в сфере обновления содержания общего образования" стало традицией "Института стратегии развития образования Российской академии образования". Данное мероприятие - это не просто подведение итогов, не просто отчёт о проделанной работе, а профессиональное рефлексирование, анализ того, что сделано институтом за прошедший год.
В своих выступлениях, докладчики не обошли стороной вклад корифеев педагогики на плечах которых стоит сейчас РАО: Королевского, Бабанского Ю.К, которые оставили не просто научное наследие, оставили сегодняшнюю систему образования именно на культурологическом подходе к содержанию, на системно - деятельностном, личностно – ориентированном подходах, то на чём сегодня строится и из чего вырастает возможность сформировать функциональную грамотность.
Одно из приоритетных направлений "Института стратегии развития образования Российской академии образования" выполнение государственного задания Министерства Просвещения, а именно, «Разработка системы методической работы, позволяющей обеспечить единое образовательное пространство и повышение качества общего образования в РФ». Была проведена колоссальная работа методическими службами по всей стране. Что изменилось?
- разработаны примерные основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования
- федеральные образовательные программы
- рабочие программы по предметам (федеральные и примерные)
- программы внеурочной деятельности.
В связи с изменением в закон «Об образовании», обеспечивались просветительские мероприятия, посвящённые особенностям реализации федеральных основных общеобразовательных программ и начального, и основного, и среднего общего образования.
Затрагивалось множество тем, связанных с обновлением содержания общего образования, изучение и обобщение инновационного педагогического опыта, который содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.
В этом 2022 году «нагрянули» очередные перемены. На мой взгляд, время действительно интересное, потому что в мире перемен делаются новые научные открытия, появляются новые технологии, новое производство, новая экономика и, конечно, новое образование, которое призвано обучать и воспитывать человека нового мира. Именно это должны сделать ФГОС, новые федеральные государственные образовательные стандарты. По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
На форуме выделялись мероприятия для обсуждения за круглым столом. Со – модераторы выстраивали работу круглого стола в дискуссионном формате актуальных тем «Открытый» микрофон.
Для отметили тему «Создание современного учебника: проблемы и задачи». Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Ни для кого не секрет, учебник был и остается основным средством обучения в школе. С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Школьные учебники, были представлены очень широко, и учитель самостоятельно принимал ответственное решение выбрать ту или иную линейку издательства. На данный момент стоит задача – создание единых учебников для всей страны. Современный учебник – какой он? Возникает множество вопросов, ожиданий: технологические компании или бумажный учебник; выполнение домашних заданий в электронном или традиционном формате? И сотрудники "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" также дискутируют по данному вопросу.
Участие во Всероссийском форуме "Стратегии и приоритеты государственной политики в сфере обновления содержания общего образования" было интересным и познавательным. Посетив мероприятия форума можно сделать вывод, что они имеет ценную образовательную, просветительскую и воспитательную нагрузку. Мы с вами все находимся в начале большого, непростого, но очень важного пути – пути по воссозданию единого образовательного пространства в по всей России. Обновление содержания общего образования, его модернизация - это насущная потребность современной школы, это требование времени. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени. В который раз убеждаешься в том, что подготовка учителя для образования в 21 веке является одной из самых актуальных проблем современной педагогики.