27 октября учителя русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Брянковская ООШ № 20» Гутыря Лариса Дмитриевна и Керничная Инна Олеговна приняли участие в вебинарах на тему: «Воспитательный потенциал урока русского языка в основной школе (на материале УМК под редакцией Г.Г.Граник для 5-9 классов) Часть1. Гражданско – патриотическое воспитание».
Спикером данного вебинара выступила Борисенко Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО (Москва), член авторского коллектива УМК «Русский язык. 5-9 кл. под ред. Г.Г. Граник» (изд-во «Мнемозина»), лауреат премии Правительства РФ в области образования, вице-президент Русской ассоциации чтения. В ходе данного мероприятия была рассмотрена одна из актуальных проблем наших дней – воспитательная функция урока русского языка.
Урок, как главная составляющая часть образовательного процесса, предполагает решение в комплексе трех основных целей: учебной, развивающий и воспитательной. Это аксиома школьной педагогики. И в рамках одного урока постановка целей именно в этой последовательности логична. Тема урока сама по себе определяет тот объем знаний, который учащиеся должны освоить, и те умения, навыки и способности, которые возможно развить на основе изучаемого учебного материала. Воспитательный процесс на уроке, на первый взгляд имеет «попутный» характер, хотя реализуется на всем его протяжении: от нашего «Здравствуйте, ребята» в начале урока и «Урок закончен. Всего вам доброго» в конце.
Но если говорить о результатах учебного процесса в целом, то именно воспитательные задачи приобретают первичную значимость. Ученик выходит в жизнь, и куда важнее для общества, для близких, для него самого, в конце концов, становится не объем знаний, усвоенных им в стенах школы, хотя и это тоже очень важно, а духовно – нравственные качества его личности, которые формировались в том числе и на наших уроках.
Уроки русского языка и литературы в системе школьного образования занимают особое место. Обладая теми же воспитательными возможностями, что и другие предметы, русский язык и литература отличаются большими воспитательными возможностями, базирующимся на содержании учебного материала – текстах художественных произведений, которые сами по себе несут воспитательный потенциал.
Участники вебинара смогли обсудить следующие вопросы:
- на что ориентируют учителя новые официальные документы. «Примерная программа воспитания» и «Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык»»
- какова сфера ответственности учителя – словесника и какие у него есть ресурсы для реализации воспитательного потенциала урока;
- как соединить обучение с воспитанием;
- может ли учебник быть средством реализации воспитательной функции, роль учебника русского языка в воспитании учащихся.
Познакомились с некоторыми новыми видами работы по РР.
Участникам вебинара был предложен богатый иллюстративный материал, конкретизирующий основные положения лекции.
Полученную информацию полезно использовать на уроках русского языка и литературы.