Муниципальное образование
городской округ город Брянка
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
» » Учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Брянковский УВК № 5» приняла участие в вебинаре

Учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Брянковский УВК № 5» приняла участие в вебинаре

25  октября состоялся вебинар «Что такое диалог с текстом». В вебинаре  принимали участие учителя русского языка и литературы, проводила вебинар  Соболева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор, проректор Курского института развития образования, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор серии учебных пособий «Путешествие в Страну Книги».
Задачами  вебинара  стал поиск новых интересных подходов к формированию грамотного читателя и освоению новых методик обучения.
Целью данного мероприятия было знакомство  учителей русского языка и литературы с новой технологией, разработанной творческим коллективом под руководством Г. Г. Граник  «Диалог с текстом».
Спикер Соболева О. В. отметила, что диалог с текстом – один из этапов аналитического (углублённого) чтения. В процессе его осуществляется так называемое общее наблюдение за содержанием прочитанного, в результате чего лучше  усваивается его содержание. Настоящий читатель всегда активен: он может соглашаться или полемизировать с автором, что-то одобрять, а что-то осуждать в поступках героев. Он сам себе задаёт вопросы и сам пытается найти на них ответы, выражает личное мнение и даёт оценку текста. На этом этапе важно осознать, что в тексте неясно, что вызывает сомнения, какие фрагменты наиболее выразительны в плане постижения внутреннего мира персонажей.
Ольга Владимировна отметила, что диалог с текстом – это медленное прочтение  с паузой, необходимой  для того, чтобы сфокусировать внимание на важных моментах. Обучение диалогу с текстом – один из способов воспитания вдумчивого читателя. Это чтение, которое представляет собой проживание текста литературного произведения вместе с его героями.
Ольга Владимировна неоднократно возвращалась к мысли, что научить ученика  понимать текст намного сложнее, чем овладеть техникой чтения, хотя и это непростая задача. Понимание художественного текста зависит от многого: глубокого понимания каждого слова, способности  сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранять в памяти поступившую информацию, умения сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл из фабулы (сюжетной основы художественного произведения) и подтекстовой информации.
Спикер Соболева О. В. в своем выступлении подробно ознакомила аудиторию с методикой работы по технологии  «Диалог с текстом», отметила, что работа  начинается с обучения  понимания  текста с «вычерпывания» смысла из каждого слова, словосочетания, предложения.  Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы ребенок учился замечать незнакомые слова. Следующим этапом в работе над методикой «диалог с текстом» является поиск скрытых в тексте вопросов, прогнозирование, самоконтроль. Осознавая скрытые в тексте вопросы, строя прогнозы - предположения и осуществляя проверку этих прогнозов, читатель приводит в активное состояние все процессы, включенные в понятие «понимание»: мышление, память, воображение, внимание. Задания строятся таким образом, что ребенок незаметно вовлекался в беседу с текстом. В диалоге с текстом, кроме поиска вопросов, важная роль отводится прогнозированию. Ведь читатель всегда, сознательно или неосознанно, правильно или неправильно, предугадывает в общих чертах, о чем пойдет речь дальше. На прогнозирование направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные в тексте слова или предложение, придумать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку текста.
Соболева  О. В. проанализировала  учебные пособия "Путешествие в Страну Книги" для учащихся начальных классов, которые обеспечивают курс внеурочной деятельности по литературному чтению, отметив, что основной задачей, решаемой с помощью книги, является создание условий для овладения приёмом "диалог с текстом". Пособие содержит обучающие материалы, тренировочные задания и ответы к ним. Его использование позволяет проводить на занятии коллективную, групповую и самостоятельную работу, включать детей в творческие виды деятельности.
В заключении, Ольга Владимировна ответила на вопросы слушателей.
Можно сделать вывод, что данный  вебинар несет ценную познавательную  и  образовательную  нагрузку  для  учителей русского языка.

 

Учитель русского языка и литературы
ГОУ ЛНР «Брянковский УВК № 5» М. А. Рублевская