25 октября учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Брянковская специализированная школа № 23» Лантрат О.В. приняла участие в вебинаре «Учимся понимать текст. Что такое «диалог с текстом»?». Спикером данного вебинара выступила Ольга Владимировна Соболева.
Доктор психологических наук, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности КИРО.
Ольга Владимировна начала свое выступление с высказывания М.М. Бахтина, таким образом анонсировав содержание своего выступления: «Событие жизни текста, то есть подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух созданий, двух субъектов. Происходит диалог особого вида. Это встреча двух текстов – готового и создаваемого реагирующего текста, следовательно, встреча двух субъектов, двух авторов». Соответственно речь пойдет о приеме «диалог с текстом. Спикер вебинара сообщила, что это понятие тесно связано с герменевтикой – наукой о понимании.
О.В. Соболева заострила внимание на обновленном ФГОС НОО, сделала выборку из предметных областей «Русский язык и литературное чтение», где овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, умение определять основную мысль воспринимаемого текста, передавать содержание текста, умение находить информацию, заданную в тексте, формулировать выводы являются одними из основных умений, формируемых в начальной школе.
Спикер вебинара рассказала, что приемам понимания текста нужно учить постепенно. К ним относятся внимание к сигналам текста, диалог с текстом, активизация читательского воображения, выделение концепта. Процесс, направленный на понимание текста, включает в себя активность воображения, сохранение информации, сопоставление с опытом, мыслительную активность, эмоциональный отклик. Это и есть «диалог с текстом». Этот «диалог» выводит к выделению концепта смыслового ядра текста, т.е. основной мысли.
Ольга Владимировна предупреждает: не стоит путать «диалог с текстом» с «диалогом с автором». «Диалог с автором» - это более сложная ступенька, к которой можно перейти, лишь усвоив содержание текста.
«Диалог с текстом» - мыслительный прием, он состоит из самопостановки вопроса, вероятностного прогнозирования (предположение о том, что будет происходить дальше), самоконтроль (сопоставление предполагаемого с эталоном текста), чтобы проанализировать, правильно ли дети поняли текст.
Чтобы педагоги правильно применяли прием «диалог с текстом», О. В. Соболева представила несколько высказываний стихотворных и прозаических, показав, каким образом учащиеся знакомятся с текстом, какие вопросы они могут задавать и как отвечать на них. Чтобы научить детей этому приему, нужно, во-первых, учить находить вопросы (прямые и скрытые), во-вторых, учить прогнозировать на уровне слова, предложения, текста, в-третьих, учить самоконтролю, чтобы дети сравнивали свои размышления с тем, что есть в тексте. Так спикер вебинара подытожила это практическое упражнение.
Оставшуюся часть своего выступления Ольга Владимировна посвятила подробному знакомству с учебным пособием «Путешествие в Страну Книги» из серии «Учимся понимать текст», авторами которого являются сама спикер вебинара и Г. Г. Граник. Эта книга состоит из 4 частей, может быть использована как во внеурочной деятельности с 1 по 4 классы, так и для индивидуального обучения. Первая книга, 1 класс – «Путешествие по Голубой стране или В гостях у Приставалок». В этой стране есть город Приставалок, город Припевайск, пролив Мысленного Экрана. Каждая страница книги – это «Путевой лист», здесь приводятся тексты, небольшие по объему стихотворения, где авторы учат задавать вопросы вначале прямые, потом скрытые. В каждом последующем «Путевом листе» задания к тексту постепенно усложняются, отрабатывая навык «диалога с текстом» до автоматизма. Вторая книга - «Скорлупки и ядрышки», третья – «Мечты Фантазеров», четвертая – «Секреты Зеленого города». В последней книге ребята уже получают сложные задания по объемным текстам: сделать монтаж текста, составить план, сжать текст до объемов телеграммы.
В конце своего выступления О. В. Соболева пожелала «интересных встреч на дорогах книг».
Данный вебинар может быть полезен учителям начальных классов, учителям русского языка и литературы для формирования умения осознанного чтения у учащихся.
По информации администрации ГОУ ЛНР «Брянковская специализированная школа № 23»