21 мая 2021 года в режиме онлайн состоялся вебинар издательства «Просвещение» на тему: «ЕГЭ-2021 по биологии. Практикум. Приёмы выполнения заданий различного вида и уровня сложности первой части экзаменационной работы». Татьяна Дубовая, методист ГУ ЛНР «Брянковский ГМК» приняла участие в актуальном мероприятии.
Ведущая вебинара, Чередниченко Ирина Петровна, кандидат педагогических наук, методист-эксперт ГК "Просвещение", автор методических пособий по биологии. Ирина Петровна обратила внимание участников вебинара на следующие вопросы: типичные ошибки при выполнении заданий разного вида и уровня сложности первой части ЕГЭ; причины затруднений обучающихся; особенности подготовки к ЕГЭ по биологии в 2021 году.
Образовательные результаты на предметном уровне, конкретизированные до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания, подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в форме тестов и диагностических заданий ЕГЭ.
В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии проверяются знания и умения обучающихся, сформированные при изучении разделов школьной биологии, начиная с 5 класса: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье» (базовый уровень), «Общая биология» (профильный уровень). В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нём интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в предыдущие годы. Важной является проверка знаний научных биологических теорий и общебиологических законов, а также биологических закономерностей, к числу которых следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную, рефлекторную; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы. В содержание экзаменационной работы ЕГЭ по биологии включены прикладные знания из области биотехнологии, селекции организмов, охраны природы, здорового образа жизни человека, например, оказание первой медицинской помощи и др.
Приоритетной на экзамене является проверка у выпускников сформированности способов деятельности: применение понятийного аппарата курса биологии; овладение методологическими умениями; применение знаний при объяснении биологических процессов, явлений, а также решении количественных и качественных биологических задач. Овладение умениями по работе с информацией биологического содержания проверяется опосредованно через представление её различными способами (в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм). Каждый вариант экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.
Часть 1 содержит 21 задание: 6 – с множественным выбором ответов из предложенного списка; 6 – на установление соответствия элементов двух множеств; 3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; 2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике; 1 – на дополнение недостающей информации в схеме; 2 – на дополнение недостающей информации в таблице; 1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Задания этой части группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное восприятие информации во время выполнения экзаменационной работы.
Образовательная деятельность в рамках подготовки к ЕГЭ должна быть направлена как на предметную, так и на метапредметную результативность. Содержание учебного материала регламентируется специальным документом ЕГЭ – кодификатором. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии базового и профильного уровней.
Моделью ЕГЭ по биологии подчинено учебным программам по биологии, рекомендованным МО РФ для средней школы и не зависит от учебника, по которому ведется обучение в той или иной школе. Рекомендовано использовать разные учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, пособия, рекомендованные ФИПИ, и рабочие или специальные тетради, предусматривающие различные формы контроля знаний, работу с рисунками, таблицами, схемами.