22 апреля учителя начальных классов Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Брянковской средней школы № 4» (ГОУ ЛНР «Брянковская СШ № 4») Шулика Г.А. и Измалкова Е.С. просмотрели вебинар по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках филологии и уроках естественно-математического цикла в начальной школе».
В вебинаре рассмотрено три блока результатов обучения в начальной школе: личностные, метапредметные, предметные и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) по определению ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Провела вебинар кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка с методикой начального обучения «Тверского государственного университета» Корпусова Юлия Анатольевна.
В вебинаре изложены основные цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся; формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «умение учиться».
Регулятивные действия подразумевают формирование личности ребёнка, как он определяет для себя свою познавательную деятельность. Они состоят из компонентов: целеполагание как постановка учебной задачи; составление плана и определение последовательности действий; прогнозирование и контроль; внесение необходимых дополнений и коррективов в план; оценка, осознание качества и уровня усвоения. Для формирования регулятивных действий были предложены учебные пособия: «Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений, 1 класс» А. В. Птухина; «Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений, 3 класс» А. В. Птухина; «Интерактивное учебное пособие. Литературное чтение, 1 класс»; «Интерактивное учебное пособие. Окружающий мир, 1 класс».
Познавательные действия представлены в виде четырёх блоков: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Для развития познавательных действий были рекомендованы учебные пособия: «Метапредметная диагностическая работа. Типовые задания, 1 класс» Е. В. Языканова; « Метапредметная диагностическая работа. Типовые задания, 2 класс» Е. В. Языканова; «Чтение. Работа с текстом, 3 класс» О. Н. Крылова; «Чтение. Работа с текстом, 4 класс» О. Н. Крылова; «Зачётные работы по русскому языку, 1 класс» Е. В. Гусеева; «Тренажёр по русскому языку, 1 класс» Е. М. Тихомирова.
Коммуникативные действия включают в себя: активное использование речевых средств и средств ИКТ; овладение навыками смыслового чтения; умение составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации. Для реализации коммуникативных действий были проанализированы пособия: «Нестандартные задания по русскому языку, 1 класс» В. А. Антохина; «Тематические контрольные работы по русскому языку, 1 класс» Т. В. Игнатьева; «Учимся писать сочинение, 1-4 классы» А.В. Птухина.
Тема вебинара является актуальной, так как наши дети находятся в большом информационном поле, а задача учителя - помочь им научиться ориентироваться в этом поле, овладеть теми действиями, которые помогут разбираться в потоке информации и научить использовать эту информацию. Представленные пособия помогут в решении поставленных задач.
Галина Шулика, Екатерина Измалкова,
учителя начальных классов ГОУ ЛНР «Брянковская СШ № 4»