5 апреля учителя начальных классов ГОУ ЛНР «Брянковская средняя школа № 9» Дулина Т. И., Дубенко Н. А., Бугай Г. А., Корнеева Е. Н. приняли участие в вебинаре «Самостоятельность и самостоятельные работы», который проходил на платформе издательства «Просвещение».
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования – формирования готовности обучающихся к самостоятельной деятельности в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.
Данный вебинар был проведен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры начального и средне-профессионального образования Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета; Лектором–методистом АНО «НЦИО» и издательства «Экзамен» - Черногрудовой Еленой Петровной.
Спикер обратила внимание слушателей вебинара на то, что прежде всего самостоятельная деятельность – это деятельность обучающихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность.
Собственно, процесс самостоятельной деятельности проявляется в виде триады: мотив - действие - результат.
Выделяются два подхода, определяющие сущность самостоятельной деятельности выраженных в двух группах компонентов:
1 группа:
- содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;
- оперативный метод: разные действия, оперирование умениями, приемами во внешнем и во внутреннем плане;
- результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.
2 группа:
- содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;
- процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;
- мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.
Виды самостоятельных работ различают:
- по дидактическим целям: обучающие, тренировочные, закрепляющие, развивающие, творческие, контролирующие;
- по уровню самостоятельности: репродуктивные, эвристические, исследовательские, реконструктивно-вариативные;
- по ступени индивидуальности: фронтальные, групповые, индивидуальные, парные;
- по источнику и методу приобретения знаний: работа с книгой, решение и составление задач, практические работы, подготовка докладов, презентаций;
- по форме выполнения: устные, письменные, тесты;
- по месту выполнения: классные, домашние.
В течении вебинара спикер подробно ознакомила слушателей с широким спектром методических пособий издательства «Экзамен», обратив внимание на разнообразие и многоаспектность этой литературы, что определяет возможность её использования для решения многих дидактических и методических задач.
Елена Петровна дала замечательные практические советы и подробно ознакомила с формами и методами работы, которые способствуют организации эффективной самостоятельной работы на уроках русского языка (инсерт-чтение, «Корзина идей», метод эссе, кластер, дневник двойной записи, метод «Знаю, хочу узнать, узнал», синквейн), также продемонстрировала пособия, которые можно использовать как дидактический материал для организации соответствующей работы. В конце вебинара спикер ответила на вопросы участников.
Учителя начальных классов пришли к выводу, что учебно-методический материал улучшит дальнейшую работу в начальной школе, а практические советы помогут повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся начальных классов на уроках русского языка.
Брянковский городской методический кабинет