31 марта состоялся онлайн вебинар издательства «Просвещение» на актуальную тему: «Школа исследователя. Вода». Учителя химии общеобразовательных учреждений города приняли участие в онлайн мероприятии.
Ведущая вебинара, Плечова Ольга Гарриевна, кандидат химических наук, ведущий методист ГК «Просвещение». Ольга Гарриевна обсудила со слушателями вебинара, какие исследования с минимальными затратами можно проводить с учениками как на уроках химии, так и в рамках внеурочной деятельности.
Трудно переоценить значение чистой воды для жизни на планете. Вода обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела, защиту и буферизацию жизненно важных органов, регуляцию температуры тела, помогает в преобразовании пищи в энергию, усвоении питательных веществ органами, вывод шлаков и отходов в процессе жизнедеятельности и выполнение целого ряда других функций.
Крупнейшие потребители воды сельское хозяйство, промышленность, коммунальные хозяйства.
Критерии определения качества воды
специфичность вещества для сточных вод, поступающих в водные объекты региона;
степень превышения ПДК вещества в воде водного объекта;
класс опасности и лимитирующий признак вредности
канцерогенность;
частота обнаружения вещества в воде;
тенденция к росту концентраций вещества в воде при долговременном наблюдении;
биоразлагаемость;
степень контакта вещества с населением (по численности населения, использующего водоем).
Методики анализа:
ГОСТ Р 57164-2016 Вода питьевая. Методы определения запаха, вкуса и мутности
ГОСТ 31859-2012 Вода. Метод определения химического потребления кислорода
РД 52.24.421- 2012 Химическое потребление кислорода в водах
РД 52.24.420-2006 Химическое потребление кислорода в водах
РД 52.24.419-2019 Массовая концентрация растворенного кислорода в водах
ГН 2.1.5.689-98 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных
объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (сами нормативы).
Издательство «Просвещение» подготовило ряд пособий:
Практикум. Экологическая культура и здоровье человека. 5-7 классы. Автор: Приорова Е. М. Пособие обеспечивает организацию занятий в 5—7 классах и реализует требования ФГОС. Практикум обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становления гражданской ответственности и активной жизненной позиции. Его цель — познакомить учащихся с основами экологической культуры и экологической безопасности, сформировать у них представления о взаимосвязи человека и природной среды обитания. Пособие направлено на развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей природной среды; развитие исследовательских умений в области экологического образования; повышение безопасности жизнедеятельности школьников в условиях экологически неблагоприятных ситуаций. В книгу включён теоретический материал, который подкреплён лабораторно-практическими заданиями. Мифы и легенды, интересные факты расширят кругозор детей. А задачи, вопросы, тесты, кроссворды после параграфов позволят закрепить пройденные темы и развить познавательный интерес к удивительному миру природы. Пособие адресовано школьникам 5—7 классов, учителям и родителям.
Экологическая безопасность. Школьный экологический мониторинг. Практикум. 10-11 классы. Автор: Хомутова И.В. Пособие реализует требования ФГОС и обеспечивает организацию элективных курсов естественно-научного профиля. Практикум содержит учебный материал по вопросам организации и проведения экологического мониторинга школьниками, как одного из механизмов экологической безопасности. В пособии рассматриваются возможности использования организмов-индикаторов при проведении биомониторинга различных сред жизни, методы и методики работы по проведению исследований. Практические и лабораторные работы, представленные в пособии, помогут закрепить приобретенные в основной школе научно-исследовательские умения, переводя их в компетенции.
Единственный курс экологического просвещения для 1 – 11 классов
15 мая 2021 года планируется проведение Всероссийского Химического диктанта «Химия для настоящего и будущего». Форма проведения тест. Участникам предстоит за 45 минут ответить на 25 вопросов разного уровня сложности. Организаторы Всероссийского химического диктанта — МГУ имени М. В. Ломоносова, Химический факультет МГУ, Ассоциация учителей и преподавателей химии, ГК «Просвещение».