Заседание Контактной группы 31 марта 2021 года. Итоги.
ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
В вопросах политического урегулирования до практической работы дело так и не дошло. Вместо того, чтобы обсуждать существенные вопросы повестки дня, такие как разработку совместного проекта Дорожной карты по урегулированию конфликта на Донбассе в соответствии с Минскими соглашениями, которую Киев продолжает блокировать своим отказом рассматривать предложенный Республиками проект, украинские представители предприняли очередную попытку увести переговоры в сторону.
Глава украинской делегации озвучил то ли предложение для обсуждения, то ли уже решение Украины о включении в состав их делегации новой должности некоего советника, который в представлениях Кравчука будет постоянно взаимодействовать с представителями Республик Донбасса для подготовки предложений украинской делегации.
Однако на прямые вопросы представителей ЛНР и ДНР, какие функции и полномочия будут у такой должности, восполнит ли она отсутствие возможности у действующих украинских представителей влиять на государственные органы Украины для обеспечения выполнения обязательств по Минским соглашениям, а также какова вообще цель такого назначения, – господин Кравчук вразумительно ответить не смог.
Если единственное назначение этого нового советника только в том, чтобы вести диалог с Донбассом, так это не "новая инициатива", это обязательство в целом украинской делегации. И закреплено это обязательство в Комплексе мер, а реализовываться оно должно в рамках Контактной группы – просто его Украина саботирует. Чтобы общаться с Донбассом советник не нужен, нужно просто перестать игнорировать давно существующие документы и начать общаться. В таком случае для чего вообще нужна эта должность?
Координатор Контактной группы госпожа Грау поддержала Республики в их недоумении, и в итоге все сошлись во мнении, что для полного понимания того, что пытался объяснить Кравчук, Украине лучше переложить весь этот сумбур на бумагу и направить в адрес участников переговоров. Кравчук согласился.
Тем не менее, отсутствие ответов у господина Кравчука на поставленные конкретные вопросы наталкивает на мысль о том, что за этой "инициативой", как уже это было неоднократно, ничего реального нет. А цель ее – очередная имитация бурной деятельности, попытка увести работу от сущностных вопросов по урегулированию конфликта и дальнейшее расшатывание и без того малопродуктивного переговорного процесса.
ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Обсуждение вопросов безопасности прошло не более продуктивно из-за очередных "предложений" Украины.
Заслушав информацию координатора Чевика о дальнейшем нарастании напряженности на линии соприкосновения и понимая свою ответственность за это, Украина попыталась подменить выполнение уже согласованных обязательств очередным абсурдным предложением: повторно ввести в действие принятые 22 июля 2020 года и вступившие в силу 27 июля 2020 года меры по усилению режима прекращения огня.
Все это обсуждалось на фоне невыполнения Украиной даже простого обязательства о публикации заявления на сайте Министерством обороны о факте издания приказа о перемирии, содержащего все подписанные 22 июля меры, и с перечислением всех этих мер без искажений и интерпретаций.
Сначала 27 июля 2020 года, в день введения мер в действие, Министерство обороны Украина опубликовало заявление, в котором не было одного пункта этих мер, а пункт об ответном огне был искажен. 19 марта 2021 года Украина удалила это заявление.
27 марта 2021 года было опубликовано заявление с искаженным пунктом об ответном огне и с отсутствием уже двух мер. Сегодня, 31 марта, оно было изменено: вместо урезанного списка мер был зачем-то вставлен скриншот из заявления координатора Контактной группы госпожи Грау от 22 июля 2020 года, содержащего описание не только этих мер, но и договоренностей, достигнутых тогда на Контактной группе по другим, никак не связанным с перемирием вопросам. Под этим скриншотом стоит абзац, где говорится, что продолжает действовать приказ, соответствующий этим (выходит, по другим вопросам) договоренностям.
Кстати, ЛНР это сделала ещё 26 июля 2020 года. И даже больше: мы опубликовали сам приказ, его может увидеть каждый.
Украина же юлит уже восемь месяцев.
Казалось бы, нет ничего проще, чем просто написать: "был издан приказ о введении в действие с 27 июля 2020 года согласованных 22 июля мер по усилению режима прекращения огня. Меры следующие: ... Приказ им полностью соответствует". Но даже этого не сделано. Напрашивается вопрос: а есть ли приказ и чему он соответствует?
Поэтому Республики жестко настояли по двум позициям, в полном соответствии с подписанными договоренностями:
– сообщение на сайте Министерства обороны Украины должно быть приведено в полное соответствие тексту мер от 22 июля 2020 года, как это и предусмотрено;
– новые предложения Украины не содержат никакой добавленной стоимости. Повторно обсуждать и повторно вводить в действие ранее уже подписанные документы – это путь в никуда.
Республики принятые меры полностью выполняют. Украина тоже должна это делать.
ГУМАНИТАРНЫЕ ВОПРОСЫ
Обсуждение вопросов гуманитарного блока прошло безрезультатно из-за очередных манипуляций украинской стороны гарантиями безопасности для открытия двух новых пунктов пропуска, несогласованием ключевых параметров их работы, темой "процессуальной очистки" (предлагали вообще отказаться от ее обсуждения и перейти к обсуждению нового обмена, фактически не завершив два предыдущих).
Все точки над "ё" представители Республик расставили, но прийти к конкретным результатам не удалось.
Обсуждение остальных вопросов повестки дня Контактной группы также прошло без существенных "подвижек".
Пресс-секретарь делегации ЛНР в Контактной группе
Мария Ковшарь