Муниципальное образование
городской округ город Брянка
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
» » Учителя истории приняли онлайн участие в вебинаре на тему: «История в 10-11 классах: как преподавать выпускникам XXI века?»

Учителя истории приняли онлайн участие в вебинаре на тему: «История в 10-11 классах: как преподавать выпускникам XXI века?»

3 марта 2021 года состоялся вебинар издательства «Просвещение» на тему: «История в 10-11 классах: как преподавать выпускникам XXI века?». Ведущая вебинара, Асмерзаева Карина Игоревна, ведущий методист ГК «Просвещение» познакомила слушателей с особенностями преподавания истории и трудных исторических вопросов в старших классах.

История — приближенный к нашей повседневной жизни предмет, и при этом (а возможно и поэтому) остаётся одним из самых сложных для преподавания в школах.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие историческое образование на современном этапе:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Система Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

Примерная основная образовательная программа (ПООП) для всех уровней общего образования, одобрена решением Федерального учебно-методического объединения и подписана Председателем Правительства РФ.      

Концепция преподавания учебного курса «История России», утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. Протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн. 5. Приказ от 23 декабря 2020 года №766 о внесении изменений в ФПУ от 20 мая 2020 года №254, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 2 марта 2021 года №62645.

Основные задачи Концепции:

● характеристика образовательного потенциала курса отечественной истории как важнейшей части учебного предмета «История», его вклада в образование и воспитание молодого поколения, исключительной роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма, приобщении к исторической памяти многих поколений россиян;

● определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности обучающихся по курсу отечественной истории на всех уровнях школьного исторического образования;

● раскрытие познавательных и мировоззренческих приоритетов курса «История России», его связи с курсом «Всеобщая история», а также с другими социально-гуманитарными учебными предметами;

● эффективное использование педагогами-историками современных методов и технологий обучения школьников при работе с материалом отечественной истории, в том числе истории Новейшего времени. Базовые принципы Концепции:

● опора на основные ценности гражданского общества, такие как верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

● рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; раскрытие особенностей её развития, места и роли России в мировой истории и в современном мире;

● идея преемственности этапов российской истории, развития российской государственности;

● обращение к истории всех народов, стран и территорий, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи;

● многофакторный (многоаспектный) подход к освещению всех сторон истории российского общества, государства, культуры и повседневности;

● применение историко-культурологического подхода, способствующего: а) рассмотрению истории российской культуры как непрерывного процесса обретения национальной идентичности, тесно связанного с политическим и социальным развитием страны; б) формированию способности учащихся к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию. Педагогические основания Концепции:

● система основных принципов дидактики (принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности и связи обучения с жизнью и др.);

● рассмотрение обучения как диалога педагога (преподавание) и обучающегося (учение);

● современные подходы к организации самостоятельной деятельности школьников, в том числе поисковой и исследовательской, формированию умений работать с многообразными источниками исторической и современной информации;

● внимание к сфере личностного развития школьников при изучении истории Отечества, их рефлексии в отношении ключевых исторических событий и их участников, «человека в истории». Концепция адресована создателям учебно-методических комплексов по истории России, учителям, преподавателям истории.

Вместе с тем первое обращение к истории России в школе происходит на уровне начального общего образования в рамках курса «Окружающий мир». При изучении входящих в этот курс рассказов по истории России должна происходить социализация учащихся путём формирования элементарных историко-культурных представлений, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности. Знания по истории должны быть представлены во взаимосвязи истории страны и истории города, села, своей семьи. Структура и содержание этого курса должны выстраиваться в логическом соответствии с основными принципами Концепции и Историко-культурного стандарта. В основной школе изучается история России с древнейших времён до 1914 г. Здесь должны быть сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, её месте в мировой истории. История раскрывается на многоуровневой основе: как история государства, его регионов, народов и социальных групп, история семьи, человека и т.д. Это способствует самоидентификации учащихся как граждан своей страны, жителей края, города, представителей определённых этнических и религиозных общностей. Учащиеся приобретают опыт изучения различных источников информации об истории России, родного края. Историческое образование в старших классах средней школы имеет дифференцированный характер.