28 января в режиме онлайн состоялся вебинар издательства «Просвещение» на тему: «Биологические учебные исследования и проекты: вдохновляем и сопровождаем». Учителя биологии города Брянка приняли онлайн участие в вебинаре на актуальную тему.
Ведущие вебинара, Чередниченко Ирина Петровна, кандидат педагогических наук, методист-эксперт ГК "Просвещение", автор методических пособий по биологии и Токарева Марина Викторовна, ведущий методист ГК "Просвещение" обратили внимание участников вебинара на следующие вопросы:
- варианты мотивирования обучающихся к выполнению учебного исследования и проекта по биологии;
- выбор интересной темы учебного исследования или проекта;
- как воспользоваться пособиями издательства «Просвещение» для сопровождения выполнения учащимися учебного исследования и/или проекта.
Следует различать: исследовательскую деятельность (исследуется то, что уже есть: объект, явление, текст) и проектную деятельность (создается то, чего нет); - научное исследование (цель – научный результат) и учебное исследование (цель – формирование исследовательских умений); традиционное обучение (отношения «учитель-ученик», передача готовых знаний) и исследовательское обучение (отношения «коллега-коллега», совместный поиск знаний).
Исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Учебное исследование - технология привлечения обучающегося (обучающихся) к исследовательской деятельности. Учебное исследование – это творческая субъективно новая задача, которую обучающийся еще не решал. Главным смыслом исследования в учебном процессе есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель учебного исследования – приобретение обучающимся первоначальных умений исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Традиционное обучение - это обучение, при котором работа педагога ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, передаваемых учащимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса.
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности:
• Урок—исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок— защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• Учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
- Домашнее задание исследовательского и проектного характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность должно проходить постепенно:
1. Выполнение учащимися исследовательских и проектных заданий в форме проблемных мини-экспериментов, минипроектов (краткосрочный эксперимент/проект по готовому алгоритму). Возможна работа в малых группах.
2. Самостоятельное определение учащимися целей будущего эксперимента, обмен мнениями в открытой дискуссии.
3. Ситуация научно-исследовательской деятельности (самостоятельный поиск проблем, определение механизмов действий по их достижению).
Учебно-методический комплекс «Линия жизни» является средством организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Работа над проектом состоит из трёх основных этапов:
I этап – подготовительный. На первом этапе участники выбирают тему, обосновывают её актуальность, формулируют проблему своего исследования. Нет проблемы – нет проекта.
II этап – основной. Непосредственная реализация проекта: формирование групп, выбор тем исследований; планирование работы, распределение обязанностей; выбор основных источников информации, самостоятельная поисковая работа проектантов; работа членов группы над реализацией проекта, выбор наиболее результативных способов презентации готового продукта. Определение основных критериев оценивания учеников. III этап – заключительный. Защита проектов, рефлексия.
Брянковский ГМК