Муниципальное образование
городской округ город Брянка
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
» » Методисты и педагоги города Брянки приняли участие в вебинаре «Проведение социологических опросов при изучении тем по биологии и экологии»

Методисты и педагоги города Брянки приняли участие в вебинаре «Проведение социологических опросов при изучении тем по биологии и экологии»

29 января состоялся вебинар ГК "Просвещение" по теме: «Проведение социологических опросов при изучении тем по биологии и экологии».

Заведующий Государственным учреждением Луганской Народной Республики «Брянковский городской методический кабинет» Миронюк Сергей Леонидович, методист Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Брянковский городской методический кабинет» Дубовая Татьяна Викторовна, руководитель городского методического объединения учителей биологии Комаровская Сусанна Владимировна, и педагоги города Брянки приняли участие в вебинаре.

Токарева Марина Викторовна, ведущий методист ГК "Просвещение" провела вебинар по теме: «Проведение социологических опросов при изучении тем по биологии и экологии». В ходе вебинара были рассмотрены актуальные проблемы: использование социологических опросов на уроках биологии и во внеурочной деятельности; особенности проведения анкетирования и социологических опросов при изучении тем по биологии и экологии.

Социологический опрос является одним из методов социологических исследований. Он включает опрос разных слоёв населения в зависимости от темы исследования. Данный опрос относится к выборочному методу. Хотя попытки изучения общественного мнения предпринимались ещё в Древнем Египте и Древнем Риме во время переписи населения, пионерами социальных опросов следует считать европейцев. Первые эмпирические исследования, целью которых стало выяснение и решение социальных проблем через сбор данных, были проведены в конце XVII ‒ начале XVIII вв.
Варианты социологических опросов:
1. Анкетирование  (письменный опрос);
2. Интервью (устная беседа, очный опрос);
3. Социометрический опрос;
4. Экспертный опрос (получение ответов от компетентных по изучаемой проблеме лиц)

Классификация социологических опросов
По методике проведения:
- устные; - письменные.
По методу взаимодействия с аудиторией:
- индивидуальные; - групповые.

Пример социологического опроса
1. Как вы относитесь к экологическим проблемам в своём населённом пункте?
2. Как вы считаете, влияет ли состояние окружающей среды на Ваше здоровье?
3. Устраивает ли Вас экологическая обстановка в Вашем районе (микрорайоне, округе)?
4. Что на Ваш взгляд, влияет на состояние воздуха в микрорайоне?

Как провести интервью или социологический опрос?
1. Определите цель опроса (что вы хотите узнать от окружающих.)
- Укажите, кого вы планируете опросить (одноклассники, педагоги, родители, соседи и др.).
- Предположите, сколько человек будут участвовать в опросе.
2. Чётко и ясно сформулируйте вопросы.
3. Определите форму опроса: - анкета; - устный опрос (вы сами запишите ответы респондентов); - опрос на сайте образовательного учреждения; - интервью.
4. Составьте подробный план работы (решите, кто будет проводить опрос; распределите обязанности; определите сроки, в которые вы будете проводить опрос, когда будете обрабатывать полученные результаты и т.д.).

Анкета - это таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент. Анкетирование — это опрос респондентов с помощью заранее подготовленного вопросника, т.е. анкеты. Составление анкеты - это сложный и трудоемкий исследовательский процесс, который включает следующие проблемы:  постановку целей;  анализ вопросов и выдвижение гипотез;

Особенности составления анкет:
1. Не следует использовать малораспространенные, узкоспециальные слова и термины с двойным значением.
2. Вопросы не должны быть слишком длинными.
3. Если опрос касается малознакомого предмета, необходимо делать предисловие.
4. Каждый вопрос должен быть конкретным.
5. Следует предлагать все возможные варианты ответа на определенный вопрос или не указывать ни одного.
6. Варианты ответа должны быть приемлемы в равной степени.
7. Формулировать вопрос нужно таким образом, чтобы избежать стереотипных ответов.
8. Не следует включать в вопрос слова, которые сами могут вызвать негативное отношение опрашиваемого.
9. Вопрос не должен носить внушающий характер.

Анкета должна содержать три смысловые части: вводную, в которой содержатся цель и мотивировка анкетирования, подчеркивается значимость участия в нем респондента, гарантируется тайна ответов, четко излагаются правила заполнения анкеты; основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответ; социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого. Анкета завершается словами: Спасибо за ответы!

Проведение социологического исследования состоит из следующих этапов:
1 этап. Разработка программы исследования:
- определение программы исследования;
- формирование цели и задач исследования;
- разработка гипотезы.
2 этап. Сбор информации
3 этап. Обработка материалов исследования
4 этап. Анализ информации, подготовка отчёта по итогам социологического
исследования.  Примеры социологических опросов
Вариант 1. «Считаете ли вы наш город чистым?»
Вариант 2. «Какие животные у вас живут дома в качестве питомцев?»
Вариант 3. «Нравится ли Вам как выглядит наша школа?»
«Хотели бы Вы изменить пришкольную территорию и принять участие в этом проекте?»
Вариант 4. «Как часто вы пользуетесь жевательной резинкой?»
Вариант 5. «Почему подростки начинают курить?»

Социологический опрос должен соответствовать нескольким критериям

1. Использовать наиболее комплексный метод опроса из возможных.
2. Максимально грамотно и чётко формулировать вопросы.
3. Детально подобрать критерии для выборки
4. Группа, проводящая исследование, должна быть непредвзятой и незаинтересованной в конкретном результате.

Формулирование вопросов и вариантов ответов.

Издательство «Просвещение» подготовило пособие «Как сохранить нашу планету? 7-9 классы И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко. Данное пособие содержит анкеты для опросов и рекомендации по обработке полученных результатов.

Брянковский городской методический кабинет