25 января 2021 года в режиме онлайн состоялся вебинар издательства «Просвещение» на актуальную тему: «Алгоритмы подготовки к ВПР по химии средствами УМК издательства «Просвещение».
Татьяна Дубовая, методист Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Брянковский городской методический кабинет» и педагоги города Брянка, преподающие химию, в режиме онлайн приняли участие в вебинаре.
Ведущая вебинара, Синдрякова Елена Владимировна, методист ГК «Просвещение» пояснила задания демо-версии ВПР и дала методические рекомендации по решению заданий ВПР по химии.
Учебный материал, проверяемый заданиями ВПР, отбирается с учетом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы. Проверка усвоения основных элементов содержания курса химии (базовый уровень) осуществляется с использованием заданий базового и повышенного уровней сложности.
Каждый вариант ВПР содержит 9 заданий различных типов и уровней сложности. Задания также имеют различия по требуемой форме записи ответа, который может быть представлен в виде: последовательности цифр, символов; слова; формулы вещества; уравнения реакции.
Выполнение заданий предполагает комплексное применение следующих умений:
- составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь веществ различных классов, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;
-объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;
- моделировать химический эксперимент на основании его описания.
Включенные в работу задания условно распределены по четырем содержательным блокам:
1.«Теоретические основы химии»;
2.«Неорганическая химия»;
3.«Органическая химия»;
4.«Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь».
Рекомендации учителю по подготовке к ВПР
1. Необходимо провести анализ типичных ошибок и затруднений.
2. При обучении школьников приёмам работ с различными типами контролирующих заданий (с кратким ответом и развёрнутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнения любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий.
3. Одним из направлений, способствующих повышению качества химических знаний, является обучение школьников работе с текстовой информацией. В качестве материала для отработки умений можно использовать текст учебника или специально подготовленный текст химического содержания с предлагаемыми вопросами, на которые нужно найти ответ.
4. При проведении различных форм контроля более широко использовать задания разного типа, направленные на проверку химических свойств веществ и предусматривающих анализ данных, их отбор с учётом сформулированных вопросов и заданий, включающих описание результатов химических экспериментов. При этом важно научить проговаривать или записывать алгоритм действий, что обеспечивает систему в решении задач разного уровня сложности.
5. Ознакомить учащихся с критериями оценивания, для того, чтобы сформировать умение правильно и адекватно оценивать себя.
Начинать подготовку необходимо с начала учебного года, планомерно показывая связь темы урока с заданиями ВПР. Тогда будет эффективный результат и не придётся специально натаскивать учащихся. Сначала нужно ознакомить учащихся с базовыми заданиями. Это задания, с которыми учащийся должен справиться на 100%. На уроках необходимо систематически отрабатывать необходимые умения и навыки обучающихся для достижения высоких результатов.
Задания ВПР направлены на формирование предметных и метапредметных результатов через формирование универсальных учебных действий.
Брянковский городской методический кабинет