9 декабря 2020 года состоялся вебинар «Сюжет в литературном произведении», который организован издательством «БИНОМ. ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ». В ходе вебинара рассмотрены вопросы, связанные с анализом и интерпретацией повествовательного произведения.
Цель: представление информации о видах сюжета, взаимодействии персонажей и особенностях композиции литературного произведения; отработка навыка практического моделирования карты памяти на примере повествовательного текста.
Спикер вебинара Матвеева Елена Ивановна (кандидат педагогических наук, автор букваря, учебников по литературному чтению, русскому языку, развивающих и методических пособий) дала определение понятию сюжет, рассказала о том, как рождается сюжет в литературном произведении, что он представляет собой совокупность этапов развития действия и изложение хода событий. Также сделан акцент на том, что наиболее ярко сюжет проявляет себя в эпосе и драме, но не менее важен в лирике. В ходе вебинара уделено внимание сюжету в эпических произведениях: сказках и рассказах. Также спикером выделены составляющие сюжета литературного произведения: линии, мотивы, эпизоды, образы. В своем выступлении спикер представила тот факт, что впервые термин «сюжет» использовали французские классицисты П.Корнель и Н.Буало в VII веке, причем сюжет они рассматривали как «происшествия в жизни легендарных героев древности». Матвеева Е.И. подвела итог теоретической части своего выступления определением понятия сюжет – обобщающая мысль писателя, темы, проблемы, поставленные автором в произведении. Именно поэтому сюжет не может быть пересказан. Далее был освещен вопрос о широком и универсальном понятии композиции. Также спикером указано, что понятие сюжет вписывается в общую композицию произведения, занимая в нем то или иное, более или менее важное место в зависимости от намерений автора.
В ходе вебинара ведущей представлена авторская книга: Матвеева Е.И. Литературное чтение (1-4 классы). Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
На примере сказки В.Н.Хмельницкого «Галчонок и звезды» спикер наглядно продемонстрировала описание события, время действия, место действия. Далее представила вопросы для анализа текста сказки (для 2 кл.).
На примере рассказа В.В.Голявкина «Как я встречал Новый год» ведущая вебинара дала анализ данного произведения, рассказала о двух эпизодах рассказа.
В вебинаре приняли участие заведующий ГУ ЛНР «Брянковский городской методический кабинет» Миронюк Сергей Леонидович, методист ГУ ЛНР «Брянковский городской методический кабинет» Никитенко Марина Петровна и 3 учителя русского языка и литературы.
Марина Никитенко,
методист ГУ ЛНР «Брянковский ГМК»