ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
1. Творческие работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями:
- ответы на вопросы викторины должны быть выполнены на соответствующем бланке (Приложение);
- календарь должен соответствовать тематике Конкурса;
- календарь выполняется в любой технике, но не больше формата А-4;
- коллективные работы, компьютерная графика для участия в Конкурсе не принимаются;
- у одной работы может быть только один автор-ребенок;
- при направлении работ на Конкурс необходимо указать название календаря, образовательное учреждение, ФИО автора, возраст.
ОЦЕНКА КОНКУРСНЫХ РАБОТ
1. При оценивании работ учитываются:
- точность ответов на вопросы викторины;
- оригинальность и творческий подход автора в изготовлении календаря, художественный уровень работы.
2. Победителей Конкурса определяет жюри.
Цели и задачи викторины:
1. Знакомство подростков с историческим прошлым родного края.
2. Развитие интереса обучающихся к творческому наследию военных лет.
3. Активизация творческих способностей и познавательной деятельности.
4. Воспитание гордости за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Дорогие ребята!
История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. Сегодня интерес к истории и культуре казачества Луганщины возрастает, ширится казачество в Луганской Народной Республике, возрождается и в нашем городе.
Сегодня у вас есть возможность принять участие в интеллектуальной онлайн-викторине «Казачья слава», и совершить путешествие в историческое прошлое нашего края.
ВИКТОРИНА «КАЗАЧЬЯ СЛАВА»
Итак, начнём викторину.
1. Перед вами вопросы и варианты ответов. Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа и занести его в таблицу, которая расположена под вопросами.
2. После того как вы ответите на все вопросы необходимо сохранить файл в формате Word и отправить на адрес электронной почты: fedl1719@yandex.ua с пометкой Викторина.
3. Ответить на вопросы и отправить файл на указанный адрес необходимо до 02 ноября 2020 года до 13.00.
ВОПРОСЫ:
Рубрика № 1. «Быт и хозяйственный уклад казачества»
1. Казачьи городки на Дону и его притоках назывались:
а) станица
б) хутор
в) зимовник
2.Как называются наземные деревянные жилища казаков в XVI– XVII вв.?
а) землянка
б) курень
в) мазанка
3. Укрепление, внутри которого стояла церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения:
а) хутор
б) слобода
в) сечь
4. Красный угол в избе у казаков это:
а) главная комната
б) комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованный, в котором хранилось приданое невесты.
в) наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стол, обращённый на юго-восток.
5. Символ домашнего очага, обязательный элемент кухонного интерьера:
а) русская печь
б) умывальник
в) подвесные люльки
6. Мужские брюки с широкими лампасами:
а) чембары
б) шаровары
в) бешмет
7. Элемент военной формы одежды казаков, изготавливается из овчины или искусственного меха (чёрного или белого цвета) с алым верхом, к которому пришивается красный колпак – тумак:
а) папаха
б) башлык
в) челоуч
8. Символ всей полноты прав казака, а также обладание им паевым земельным наделом:
а) трость есаула
б) шашка
в) нагайка
9. Две самые важные для казака вещи:
а) серьга и оселедец
б) башлык и нагайка
в) шашка и папаха
10. Элемент украшения у мужчин, который считался оберегом, и указывал, что носивший его – единственный сын у родителей, либо последний мужчина в роду, или единственный ребёнок у своих родителей:
а) наколка
б) серьга
в) пояс
Рубрика № 2. «Символы и обычаи казачества»
1. Святыня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допуская ни осквернения, ни захвата или утери. Символ войскового (или полкового) объединения. При его утере полк расформировывался, а станица решала вопрос о перевыборах атамана:
а) знамя
б) булава
в) бунчук
2. Символ военной власти,которой наделяется атаман:
а) медаль
б) булава
в) пернач
3.Символ хозяйственной и дипломатической деятельности атамана. Передавалась от атамана к атаману:
а) казна
б) книга
в) печать
4. В 1828 году, во времена царствования императора Николая I, была введена единая система казачьих званий и чинов, а также отличий. Эти знаки отличия подразделяются по предназначению на галунные (серебристого цвета) и суконные,защитного или синего цвета для нижних чинов. О чём речь:
а) погоны
б) нашивки
в) звёзды
5.Не только оружие, но и личный символ власти атамана, обычно украшено. Лично атаману не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам:
а) насека
б) атаманская сабля
в) пернач
6. «…В этот день в доме казака собираются родственники и друзья. Он уже одет…, сидит в красном углу. Вокруг садятся гости. Все пьют, ведут разговоры о предстоящем, старики рассказывают о прежних временах; поют старинные «служивские» песни; пляшут… Казак встаёт из-за стола, благодарит гостей за то, что они пришли, за пожелания и напутствия. Казак крестится, целует икону, кланяется в ноги отцу, матери… Вместе с благословением казак принимал и ладанку (мешочек) с землёй родного база или с могилы родных, которую вешал на грудь рядом с крестом. Казаки к этому ритуалу относились очень серьёзно». О каком обряде идёт речь:
а) венчание
б) проводы на службу
в) крещение
7. Основу морально-нравственных устоев казачества составили:
а) Заповеди Ветхого Завета
б) любовь к Отечеству
в) казачьи заповеди
8. «Безмерное уважение к этому человеку у казаков обуславливалось, тем, что он считался посланцем Божьим. Независимо от возраста, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Старик уступал место, даже если этот человек был моложе его». О ком речь:
а) о главе семейства
б) о женщине
в) о госте
9. «Эта знаменательная дата связана с городом Азовом – символом казачьей воинской славы. В 1637 году казаки взяли штурмом эту хорошо укреплённую крепость и выгнали из города турок. Чтобы взять реванш за поражение, турки привели под стены Азова 240 000 воинов. Им противостояло всего 6 000, включая 800 их жён и дочерей. Осада длилась несколько месяцев и получила историческое название «Азовское сидение». Когда у казаков не осталось никаких надежд на спасение, они причастились, попрощались друг с другом и пошли на последнюю вылазку из крепости, чтобы победить или достойно умереть. Каково было их удивление, когда они обнаружили, что турки сняли осаду и покинули предместья Азова». Это событие послужило тому, что объяснение чуда спасения казаков, стало считаться главным общеказачьим праздником. О чём речь:
а) Прощёное воскресенье
б) Покров Пресвятой Богородицы
в) Сретение Господне
10. История какого казачьего праздника отражена в стихотворении ставропольского поэта Витислава Ходарева:
Клубились бабы у завала.
А враг всё ближе подходил.
У жёлтой Малки – речки звонкой,
Собрали женщин старики.
Они – ну, чем не амазонки? –
Расположились у реки.
Мальчишки воду кипятили,
Пылали жаркие костры.
В руках у женщин вилы были,
Кинжалы, пики, топоры…
Я слышал: – Марья, бей паскуду!
И слышал: – Дашка, полощи!
Горели детские качалки,
У рва как щит, – огни, огни…
Такими были наурчанки.
И здесь казачки, как они.
Врага на приступах встречая,
Терчанки бились… Страшен час
С небес глядела Мать Святая,
Их охранял казачий Спас.
Была тяжёлою победа
Тех отгоревших болью дней.
Былое памятью согрето
Во славу женщин и детей.
а) Прощёное воскресенье
б) Покров Пресвятой Богородицы
в) День матери-казачки
Рубрика № 3. «Военное искусство казаков»
1.«Этот обряд проходил лет в шесть. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, этот обряд проходил через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начинался обряд, который проходил в торжественной обстановке на майдане. Здесь собиралась вся станица во главе с атаманом. Мальчики сидели на лошадях, одетые в казачью форму. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи с надписью: «казачок роду …После надевания ленты атаман важно всех обходил и поздравлял». О каком обряде идёт речь:
а) посвящение в казаки
б) общеказачий праздник
в) обряд обучения верховой езде
2. В 13-15-летнем возрасте происходит подростковая инициация казаков, в которую включались элементы следопытства, навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград. Как назывались подобные соревнования, происходившие между группами подростков станицы или хутора:
а) казаки-разбойники
б) казачьи забавы
в) потешные сражения
3. В каком возрасте парни, именуемые малолетками, призывались для обучения в летних военных лагерях и участвовали в публичных состязаниях молодых казаков:
а) 20-23 года
б) 17-19 лет
в) 15-16 лет
4. Традиционные состязания донских казаков называются:
а) шермиции
б) дзига
в) примерные бои
5. Скачка на лошади, во время которой наездник выполняет гимнастические и акробатические трюки, это:
а) джигитовка
б) казачьи забавы
в) конные игры
6. Состязания в виде поединка, в котором применялись удары, классифицировавшийся по месту приложения «под вздых», «по сопатке», «подтереть сопли», «в скворечник», «по микиткам», «взять на локоток» и др., называются:
а) борьба наломка
б) кулачки
в) айданы
7. Борцовский поединок, целью которого является с помощью борцовских действий заставить противника коснуться телом ковра, это:
а) кулачки
б) борьба на ломка
в) бокс
8. Совершенная система отечественного прикладного (не спортивного) рукопашного боя голыми руками, любыми подручными средствами, любыми видами оружия против одного или нескольких вооруженных и безоружных противников, с разнообразной уникальной тактикой и стратегией боя:
а) шермиции
б) боевой раж
в) Казачий Спас
9. У казаков была своя тактика и стратегия ведения боевых действий. Она менялась с течением времени, опираясь на целесообразность и особенности противников. Менялось оружие – менялась и тактика. Одно оставалось неизменным – казаки – это:
а) лёгкая конница
б) пехота
в) артиллерия
10. Основной элемент тактики лёгкой конницы являлась:
а) лава
б) пятёрочка
в) венте