Муниципальное образование
городской округ город Брянка
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
» » Брянковский городской методический кабинет приглашает обучающихся принять участие в онлайн-конкурсе «Казачья слава»

Брянковский городской методический кабинет приглашает обучающихся принять участие в онлайн-конкурсе «Казачья слава»

Уважаемые обучающиеся! Приглашаем вас принять участие в городском онлайн-конкурсе «Казачья слава»
Конкурс проводится в заочной форме с 29 октября по 13 ноября 2020 года.
На конкурс принимаются работы, предоставленные не позднее:
- ответы на вопросы онлайн-викторины – 02 ноября 2020 г. до 13.00;
- казачий календарь – 9 ноября 2020 года  предоставить авторскую работу в ГУ ЛНР «Брянковский ГМК» (работы, предоставленные для участия в Конкурсе, не возвращаются).
Итоги Конкурса будут представлены не позднее 13 ноября 2020 года на сайте ГУ ЛНР «Брянковский городской методический кабинет».
Главными критериями Конкурса являются: точность ответов на вопросы викторины; соответствие дат календаря, презентабельность и дизайн.
По итогам конкурса определяется первое, второе и третье место.
Победители Конкурса награждаются дипломами.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

1. Творческие работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями:

- ответы на вопросы викторины должны быть выполнены на соответствующем бланке (Приложение);

- календарь должен соответствовать тематике Конкурса;

- календарь выполняется в любой технике, но не больше формата А-4;

- коллективные работы, компьютерная графика для участия в Конкурсе не принимаются;

- у одной работы может быть только один автор-ребенок;

- при направлении работ на Конкурс необходимо указать название календаря, образовательное учреждение, ФИО автора, возраст.


ОЦЕНКА КОНКУРСНЫХ РАБОТ

1. При оценивании работ учитываются:

- точность ответов на вопросы викторины;

- оригинальность и творческий подход автора в изготовлении календаря, художественный уровень работы. 

2. Победителей Конкурса определяет жюри. 


Интеллектуальная онлайн-викторина для обучающихся образовательных учреждений 6-11 классов «Казачья слава»

Цели и задачи викторины:

1. Знакомство подростков с историческим прошлым родного края.

2. Развитие интереса обучающихся к творческому наследию военных лет.

3. Активизация творческих способностей и познавательной деятельности.

4. Воспитание гордости за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.


Дорогие ребята!

История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества. Сегодня интерес к истории и культуре казачества Луганщины возрастает, ширится казачество в Луганской Народной Республике, возрождается и в нашем городе. 

Сегодня у вас есть возможность принять участие в интеллектуальной онлайн-викторине «Казачья слава», и совершить путешествие в историческое прошлое нашего края.


ВИКТОРИНА «КАЗАЧЬЯ СЛАВА»

Итак, начнём викторину. 

1. Перед вами вопросы и варианты ответов. Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа и занести его в таблицу, которая расположена под вопросами. 

2. После того как вы ответите на все вопросы необходимо сохранить файл в формате Word и отправить на адрес электронной почты: fedl1719@yandex.ua с пометкой Викторина.

3. Ответить на вопросы и отправить файл на указанный адрес необходимо до 02 ноября 2020 года до 13.00.


ВОПРОСЫ:

Рубрика № 1. «Быт и хозяйственный уклад казачества»

1. Казачьи городки на Дону и его притоках назывались:

а) станица

б) хутор

в) зимовник

2.Как называются наземные деревянные жилища казаков в XVIXVII вв.? 

а) землянка

б) курень

в) мазанка

3. Укрепление, внутри которого стояла церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения:

а) хутор

б) слобода

в) сечь

4. Красный угол в избе у казаков это:

а) главная комната

б) комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованный, в котором хранилось приданое невесты.

в) наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стол, обращённый на юго-восток.

5. Символ домашнего очага, обязательный элемент кухонного интерьера:

а) русская печь

б) умывальник

в) подвесные люльки

6. Мужские брюки с широкими лампасами:

а) чембары

б) шаровары

в) бешмет

7. Элемент военной формы одежды казаков, изготавливается из овчины или искусственного меха (чёрного или белого цвета) с алым верхом, к которому пришивается красный колпак – тумак: 

а) папаха

б) башлык

в) челоуч

8. Символ всей полноты прав казака, а также обладание им паевым земельным наделом:

а) трость есаула

б) шашка

в) нагайка 

9. Две самые важные для казака вещи:

а) серьга и оселедец

б) башлык и нагайка

в) шашка и папаха

10. Элемент украшения у мужчин, который считался оберегом, и указывал, что носивший его – единственный сын у родителей, либо последний мужчина в роду, или единственный ребёнок у своих родителей:

а) наколка

б) серьга

в) пояс

Рубрика № 2. «Символы и обычаи казачества»

1. Святыня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допуская ни осквернения, ни захвата или утери. Символ войскового (или полкового) объединения. При его утере полк расформировывался, а станица решала вопрос о перевыборах атамана:

а) знамя

б) булава

в) бунчук

2. Символ военной власти,которой наделяется атаман:

а) медаль

б) булава

в) пернач

3.Символ хозяйственной и дипломатической деятельности атамана. Передавалась от атамана к атаману:

а) казна

б) книга

в) печать

4. В 1828 году, во времена царствования императора Николая I, была введена единая система казачьих званий и чинов, а также отличий. Эти знаки отличия подразделяются по предназначению на галунные (серебристого цвета) и суконные,защитного или синего цвета для нижних чинов. О чём речь:

а) погоны

б) нашивки

в) звёзды

5.Не только оружие, но и личный символ власти атамана, обычно украшено. Лично атаману не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам:

а) насека

б) атаманская сабля

в) пернач

6. «…В этот день в доме казака собираются родственники и друзья. Он уже одет…, сидит в красном углу. Вокруг садятся гости. Все пьют, ведут разговоры о предстоящем, старики рассказывают о прежних временах; поют старинные «служивские» песни; пляшут… Казак встаёт из-за стола, благодарит гостей за то, что они пришли, за пожелания и напутствия. Казак крестится, целует икону, кланяется в ноги отцу, матери… Вместе с благословением казак принимал и ладанку (мешочек) с землёй родного база или с могилы родных, которую вешал на грудь рядом с крестом. Казаки к этому ритуалу относились очень серьёзно». О каком обряде идёт речь:

а) венчание

б) проводы на службу

в) крещение

7. Основу морально-нравственных устоев казачества составили:

а) Заповеди Ветхого Завета

б) любовь к Отечеству

в) казачьи заповеди

8. «Безмерное уважение к этому человеку у казаков обуславливалось, тем, что он считался посланцем Божьим. Независимо от возраста, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Старик уступал место, даже если этот человек был моложе его». О ком речь:

а) о главе семейства

б) о женщине

в) о госте

9. «Эта знаменательная дата связана с городом Азовом – символом казачьей воинской славы. В 1637 году казаки взяли штурмом эту хорошо укреплённую крепость и выгнали из города турок. Чтобы взять реванш за поражение, турки привели под стены Азова 240 000 воинов. Им противостояло всего 6 000, включая 800 их жён и дочерей. Осада длилась несколько месяцев и получила историческое название «Азовское сидение». Когда у казаков не осталось никаких надежд на спасение, они причастились, попрощались друг с другом и пошли на последнюю вылазку из крепости, чтобы победить или достойно умереть. Каково было их удивление, когда они обнаружили, что турки сняли осаду и покинули предместья Азова». Это событие послужило тому, что объяснение чуда спасения казаков, стало считаться главным общеказачьим праздником. О чём речь:

а) Прощёное воскресенье

б) Покров Пресвятой Богородицы 

в) Сретение Господне

10. История какого казачьего праздника отражена в стихотворении ставропольского поэта Витислава Ходарева:

Клубились бабы у завала.

А враг всё ближе подходил.

У жёлтой Малки – речки звонкой,

Собрали женщин старики.

Они – ну, чем не амазонки? –

Расположились у реки.

Мальчишки воду кипятили,

Пылали жаркие костры.

В руках у женщин вилы были,

Кинжалы, пики, топоры…

Я слышал: – Марья, бей паскуду!

И слышал: – Дашка, полощи!

Горели детские качалки,

У рва как щит, – огни, огни… 

Такими были наурчанки.

И здесь казачки, как они.

Врага на приступах встречая,

Терчанки бились… Страшен час

С небес глядела Мать Святая,

Их охранял казачий Спас.

Была тяжёлою победа

Тех отгоревших болью дней.

Былое памятью согрето

Во славу женщин и детей.

а) Прощёное воскресенье

б) Покров Пресвятой Богородицы 

в) День матери-казачки 

Рубрика № 3. «Военное искусство казаков»

1.«Этот обряд проходил лет в шесть. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, этот обряд проходил через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начинался обряд, который проходил в торжественной обстановке на майдане. Здесь собиралась вся станица во главе с атаманом. Мальчики сидели на лошадях, одетые в казачью форму. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи с надписью: «казачок роду …После надевания ленты атаман важно всех обходил и поздравлял». О каком обряде идёт речь:

а) посвящение в казаки

б) общеказачий праздник

в) обряд обучения верховой езде

2. В 13-15-летнем возрасте происходит подростковая инициация казаков, в которую включались элементы следопытства, навыки обращения с оружием, рукопашного боя, преодоления водных преград. Как назывались подобные соревнования, происходившие между группами подростков станицы или хутора:

а) казаки-разбойники

б) казачьи забавы

в) потешные сражения

3. В каком возрасте парни, именуемые малолетками, призывались для обучения в летних военных лагерях и участвовали в публичных состязаниях молодых казаков:

а) 20-23 года

б) 17-19 лет

в) 15-16 лет

4. Традиционные состязания донских казаков называются:

а) шермиции

б) дзига

в) примерные бои

5. Скачка на лошади, во время которой наездник выполняет гимнастические и акробатические трюки, это:

а) джигитовка

б) казачьи забавы

в) конные игры

6. Состязания в виде поединка, в котором применялись удары, классифицировавшийся по месту приложения «под вздых», «по сопатке», «подтереть сопли», «в скворечник», «по микиткам», «взять на локоток» и др., называются:

а) борьба наломка

б) кулачки

в) айданы

7. Борцовский поединок, целью которого является с помощью борцовских действий заставить противника коснуться телом ковра, это: 

а) кулачки

б) борьба на ломка

в) бокс

8. Совершенная система отечественного прикладного (не спортивного) рукопашного боя голыми руками, любыми подручными средствами, любыми видами оружия против одного или нескольких вооруженных и безоружных противников, с разнообразной уникальной тактикой и стратегией боя:

а) шермиции

б) боевой раж

в) Казачий Спас

9. У казаков была своя тактика и стратегия ведения боевых действий. Она менялась с течением времени, опираясь на целесообразность и особенности противников. Менялось оружие – менялась и тактика. Одно оставалось неизменным – казаки – это:

а) лёгкая конница

б) пехота

в) артиллерия

10. Основной элемент тактики лёгкой конницы являлась:

а) лава

б) пятёрочка

в) венте

Бланк для ответов: