Система образования Брянки эффективно развивается: повышается качество преподавания, укрепляется материально-техническая база школ. Особенно приятно наблюдать, когда молодые специалисты, которые в свое время окончили школы Брянки, возвращаются в них преподавателями.
Учитель физкультуры СШ № 23 Наталья Александровна ПРОХОЖАН обладает главными качествами для современного молодого преподавателя — это горячее желание работать и жить своей профессией.
Свою специализацию Наталья Александровна выбрала не случайно. «Со спортом я иду бок о бок еще со школьных времен, — говорит она. — Я не успевала прийти после уроков домой, как сразу же шла на тхэквон-до, потом бежала на танцевальный в ДДЮТ. Вся неделя у меня проходила в движении, я так привыкла к этому подвижному образу жизни, что теперь не могу сидеть на месте!»
В настоящее время Наталья Прохожан учится на четвертом курсе Луганского государственного педагогического университета по специальности «Адаптивная физическая культура». «На работу в СШ № 23 я пришла в 2018 году, когда училась на втором курсе, — рассказывает педагог. — Порекомендовала меня мой наставник Ирина Васильевна Панкевич. В школе меня очень хорошо приняли: только я зашла в приемную к секретарю, мне сразу сказали чувствовать себя как дома. Коллектив учителей у нас — замечательный, к кому бы я ни подошла за советом, все меня поддержат и подскажут, как и что правильно делать. Я очень благодарна Ирине Васильевне, которая много в меня вложила, я приходила к ней на уроки, наблюдала, как правильно проводить занятия. Огромную помощь она оказала и в правильном заполнении документации и журналов, учила, как правильно вести себя с учеником в той или иной ситуации».
В любой работе есть свои трудности, но если приложить усилия, все можно преодолеть, считает Наталья Прохожан. «Самым трудным был первый год работы, — говорит она. — Когда я только зашла в стены школы, многого еще не понимала, как правильно провести полноценный урок физкультуры, боялась, что дети не будут воспринимать меня как учителя. Каждый день я приходила домой и готовилась на следующий рабочий день, придумывала различные упражнения, чтобы детям было интересно на уроке. Даже сейчас, работая уже третий год, полностью адаптировавшись, я все равно готовлю план-конспект на весь день, можно сказать, что работа у меня начинается со школы и продолжается дома. Сегодня я успеваю делать все: преподавать, учиться в институте, ходить в секцию тхэквон-до и танцевать в «Радости». Нужно любить то, чем ты занимаешься, а иначе никак!»
Вначале Наталья Александровна проводила занятия в младших классах. «Это учащиеся 1-4-х классов. Они видят, что преподаватель взрослее, и сразу меня начали понимать, — делится педагог. — В прошлом году мне уже дали классы постарше, там было немного сложнее, но все равно мы нашли общий язык. В младших классах я показываю все упражнения, дети смотрят на меня и повторяют движения. Старшим классам нужно больше объяснять и подталкивать их к движению. Но если кто-то не понимает, особо активным детям приходится давать дополнительные упражнения, без этого никак. Пусть они лишний раз отожмутся или присядут, чтобы быть не только самыми разговорчивыми, но и самыми сильными».
«У вас уже есть своя методика работы?» — поинтересовался я.
«Моя методика — проводить занятия в соревновательной форме, — отвечает Наталья Александровна. — Урок физкультуры, как обычно, начинается с разминки, а затем он продолжается в игровой форме. Я провожу много эстафет и игр в командных видах спорта, главное — поделить детей на равносильные команды, чтобы сохранить игровой интерес. У нас в школе круглогодично проходят различные спортивные соревнования, и дети стараются попасть на эти состязания, чтобы попробовать свои силы не только с одноклассниками, но и с ребятами из параллельных классов. Для меня как для учителя физкультуры важно создать на занятиях соревновательный процесс, чтобы каждый старался быть лучше и сильнее своих сверстников, стремился побеждать. Детям, которые отстают, я даю домашние задания — упражнения на растяжку, выносливость или силу. Заниматься спортом можно не только на улице, но и в домашних условиях, взять те же упражнения по приседанию, прыжкам или отжимания.
Для своей работы я многое позаимствовала из упражнений у моего тренера по тхэквон-до Владимира Георгиевича Леонтьева: в секции разминка идет около часа. Помимо уроков физкультуры, в рамках внеурочной деятельности я преподаю детям младших классов гимнастику, и большую часть упражнений я взяла из занятий в «Радости» у своего преподавателя Людмилы Алексеевны Горбачевской».
Один из самых главных вопросов, который волнует родителей, это как приобщить детям любовь к спорту?
«Полюбят дети спорт или нет, во многом зависит от родителей, — считает педагог. — Лучше всего, конечно, подавать личный пример. Родители должны стараться с самого маленького возраста приобщать детей к спорту, не позволять им сидеть за компьютером или телефоном. У нас в городе много спортплощадок, где можно не только играть в футбол или баскетбол, но и делать упражнения на турниках. Я советую детям ходить на различные кружки и секции. В Брянке очень развит спорт, у родителей большой выбор, куда можно отдать ребенка — это легкоатлетика, футбол, гандбол, танцы, различные секции боевых искусств. Я всегда рассказываю детям, что нужно вести здоровый образ жизни. Спорт учит нас стараться преодолевать себя, свои слабости, вставать, когда упал, идти, когда хочется лежать, и бежать, когда другие предпочли бы идти. Любите спорт и идите с ним на протяжении всей жизни!»
Александр ГАРАНЖА