Педагогические династии — это особый образ жизни, внутренняя потребность, передаваемая из поколения в поколение. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. ДИРЕКТОР СШ № 19 Галина Владимировна Сухина — из педагогической династии. В ее семье эта профессия стала призванием нескольких поколений, которые очень любили и любят детей, передавали и продолжают передавать им свои знания и умения. И дети отвечают им взаимностью. Родилась Галина Владимировна в Брянке в рабочей семье. Ее отец Владимир Андреевич Захарченко трудился горным мастером на шахте № 12 имени Ф. Э. Дзержинского. Отдав горняцкому труду 43 года и получив право на заслуженный отдых, он не смог сидеть сложа руки и продолжал работать. Мама Зинаида Андреевна, преподавала труды для девочек в Брянковском детском костнотуберкулезном санатории. Практически все родственники Галины Владимировны по маминой линии еще с конца ХІХ века посвятили свою жизнь сфере образования.
«Мой прадед Петр Андреевич Бровенко работал на Борисовке учителем, его две дочери Полина и Евгения были учителями начальных классов, — рассказывает Галина Владимировна. — Сестра моей мамы Антонина Андреевна также работала в Брянковском детском костнотуберкулезном санатории учителем начальных классов. Пошли по стопам предков и мои двою-родные братья: Анатолий Иванович Захарченко, окончив пединститут, преподавал в Луганском строительном техникуме, Виталий Иванович Захарченко — профессор, доктор экономических наук в Одесском университете, еще один брат Виктор Владимирович Гуров всю жизнь, до выхода на пенсию в 2011 году, работал директором школы в Алчевске, сейчас преподает там историю».
С самого раннего детства Галина Владимировна мечтала стать учителем, она до сих пор вспоминает школьные годы с особой любовью и трепетом по отношению к своим учителям. «Мне очень нравились школьные годы, мы с моей младшей сестрой Натальей учились в школе № 19, — продолжает директор. — Я с удовольствием бежала на уроки и с восторгом слушала рассказы учителей. У меня была очень хорошая первая учительница Раиса Дмитриевна Азарова, я ей очень благодарна, наверное, когда я пришла в школу, именно она, ее пример подтолкнули меня в будущем стать учителем и посвятить свою жизнь этой профессии.
Никогда не забуду и моего классного руководителя Александру Савельевну Коломиченко — замечательный человек, отличный учитель. Мои преподаватели помогли мне окончательно определиться с выбором. Глядя на них, как они учили нас, как заинтересовывали, находили подход к каждому ученику и превращали свои уроки в нечто большее, чем просто рассказ, я захотела пойти учиться в педагогический на учителя русского языка. Затем в старших классах к нам пришла учитель истории Лариса Петровна Баранова, и сразу же после ее первого урока я влюбилась в историю, в выпуском классе точно решила: пойду только на учителя истории. А тут еще и двоюродный брат поступил на истфак, рассказывал мне об учебе, о поездках в Ольвию на раскопки, и это еще больше подогревало мое желание поступить в педагогический именно на исторический факультет».
В 1978 году Галина Владимировна окончила историко-педагогический факультет Ворошиловградского педагогического института, получив специальность учителя истории и обществознания и методиста воспитательной работы. По направлению отработала год учителем истории 5-11 классов в село Костогрызово Цюрюпинском районе Херсонской области. Затем вышла замуж за своего одноклассника Анатолия и в 1979 году вернулась в Брянку, родила дочь, устроилась работать в школу № 19 учителем истории. Муж Галины Владимировны всю жизнь проработал на АМК, сейчас на пенсии.
«Помню, первое время он был не особо доволен моей работой, все время спрашивал, когда я наиграюсь, но со временем понял, что это часть моей жизни и принял это». С 1983 года и по 1984 год наша героиня работала в ПТУ № 63 преподавателем истории и обществознания, затем 6 лет проработала в гор-исполкоме в спецотделе. МЛАДШАЯ сестра Галины Сухиной Наталья Владимировна Труфанова (Захарченко) преподает в ДШИ № 2.
«После 9 класса Наташа поступила в Северодонецкое музыкальное училище. Она всегда больше склонялась к культуре, очень хотела быть пианисткой. Наши бабушки троюродные и мама — все очень хорошо пели, возможно, поэтому Наташа выбрала такой путь. После учебы ее направили в Молодогвардейск, где она пять лет проработала преподавателем и концертмейстером в музыкальной школе, выйдя замуж, вернулась в Брянку, работала в музыкальной школе № 1, затем перешла в школу искусств № 2, где трудится и по сей день. Наталья — очень хороший преподаватель, концертмейстер, по ее работе видно, что она сделала правильный выбор, это ее!».
Вторая дочь Галины Владимировны Сухиной Юлия, как и мама, с детства мечтала стать учителем, всегда говорила, что это заложено у нее в генах.
«Я была против такого выбора дочери, отговаривала ее, переживала, какой ей попадется директор в будущем, какой коллектив, — делится Галина Владимировна. — Юля окончила Донбасский государственный технический университет по специальности «Обработка металлов давлением». Затем год провела в поисках работы, ничего по душе не подошло, и тогда она сказала: «Мама, как хочешь, я буду поступать в педагогический!». Адалина Федоровна Чумакова, которая была директором школы № 19 и преподавателем, когда Юля училась, всегда говорила мне: «Отпусти ребенка, пусть идет учиться, это ее судьба, ее призвание — стать учителем». Так и вышло, в 2013 году дочь пошла учиться на педагогический, после учебы пришла работать в школу № 19, сейчас она находится во втором декретном отпуске. Старший сын дочери, мой внук, которому 8 лет, учится у нас в школе и уже мечтает стать переводчиком, ездить по всему миру. Моя старшая дочь Алла так же окончила Донбасский государственный технический университет, но в отличие от Юли она сразу сказала: «Быть учителем — это не мое!». У Аллы также двое детей, старший внук, ему — 16 лет, учится в индустриальном техникуме в Алчевске, а младший — в 3-м классе в одной из Алчевских школ».СПУСТЯ год после рождения второй дочери, в 1989 году Галина Сухина, вернулась в ряды учителей, ведь она жила жизнью учеников, детскими проблемами, своим коллективом, своей родной школой. Жить, отдавая себя по капле детям, наверное, долг каждого учителя, который пришел в эту профессию по призванию. Только о таком человеке можно сказать: «Это учитель с большой буквы». «Я не могла не вернуться, — говорит Галина Владимировна. — Меня тянуло в школу, там же остались мои учителя, мои подружки, дети, родные школьные коридоры. Я, как и раньше преподавала историю, кроме того, была назначена заместителем по воспитательной работе». С 2003 по 2011 год Галина Сухина трудилась учителем истории и заместителем по воспитательной работе в Алчевской школе № 3, оттуда и вышла на заслуженный отдых.
«Когда вышла на пенсию, подумала: хватит работать, — рассказывает она. — Но со временем все чаще стала задумываться: все люди пойдут на работу завтра, а я дома, а как школа?.. Ведь там так много уже сделано, а еще больше предстоит сделать, коллектив мой там. Так я посидела дома полгода и больше не смогла, мне нужен был мой коллектив, мне нужны дети, мне нужно общение! Я пришла к Светлане Леонидовне Стрижаченко и попросилась обратно на работу, она направила меня в мою родную 19-ю школу. Поначалу было немного часов — пять, потом уже, с 2013 года, когда рассчиталась учитель истории, я осталась одна и полноценно вела историю в старших классах». В 2014-м на Донбасс пришла война.
«Я никуда не уезжала, — говорит Галина Владимировна. — Здесь моя Родина, здесь все родное, мы все приходили в школу, по очереди дежурили, с учителями собирались, обсуждали учебные планы, надеялись, что война пройдет скоро, что это ненадолго. Но, увы, наши надежды вот уже 7-й год остаются всего лишь надеждами. Мы тогда и не подозревали, что украинская власть проявит такую агрессию к мирным жителям Донбасса и превратит нашу жизнь в выживание, что поход в школу для наших детей станет реальной опасностью для их жизни. 7 ноября 2014 года Светлана Леонидовна приехала в школу и сказала: «Я думаю, Галина Владимировна справится с должность директора», ведь предыдущей директор уехала с началом войны. Я взяла на себя эту ответственность, мне доверили — значит, нужно было оправдать доверие. И теперь спустя несколько лет я не жалею ни о чем, я все сделала правильно, все получилось, это моя жизнь!»ПРОФЕССИЯ учителя во все времена была и остается наиболее почетной, но, в то же время, наиболее трудной. Умение передать свой опыт молодым людям, только вступившим в самостоятельную жизнь, — это талант. Галина Сухина до сих пор вспоминает, с каким страхом переступала порог класса, придя на свой первый урок.
«Это было в поселковой школе, мне дали руководство 7-м классом, я тогда еще, помню, подумала: «Как я справлюсь, ведь там уже взрослые дети?». Страшно было, коленки дрожали, но потом, когда начинаешь рассказывать, видишь заинтересованные лица, понимаешь, что тебя слушают, все страхи отходят, и тебе хочется дать детям как можно больше знаний, поделиться чем-то интересным, тебе и самой становится интересно, — отмечает директор. — Я учу детей самостоятельности, ведь в будущем им придется добиваться всего самим, учу отстаивать свое мнение, свою точку зрения, не бояться высказывать ее. Я считаю, что скучное чтение параграфов из учебников не даст никакого результата, детей важно заинтересовать, завлечь и удержать в удивительном мире знаний!»
Елизавета СЕМЕНОВА