В 2025 году стартовал национальный проект «Инфраструктура для жизни», который призван обеспечить регионы страны новой качественной жилищной, транспортной, социальной и коммунальной инфраструктурой.
Нацпроект объединил основные цели и задачи ранее действовавших федеральных программ, в том числе «Жилье и городская среда» и «Безопасные качественные дороги». В его состав вошли 12 инициатив, которые будут курировать Минстрой, Минтранс и Минфин. Власти намерены реализовать следующие федеральные проекты:
«Развитие инфраструктуры в населенных пунктах;
«Жилье»;
«Модернизация коммунальной инфраструктуры»;
«Формирование комфортной городской среды»;
«Новый ритм строительства»;
«Центральный транспортный узел»;
«Безопасность дорожного движения»;
«Региональные дороги»;
«Федеральные трассы»;
«Развитие дорожного хозяйства»;
«Общественный транспорт»;
«Ипотека».
«Под словом „инфраструктура“ у нас широкое понимание: где человек живет, работает и отдыхает, чем он пользуется. Новый нацпроект объединяет и синхронизирует все виды работ по созданию инфраструктуры нового качества. <...> За предыдущие четыре года мы добились определенных успехов, и сейчас наша задача — подготовить базу для дальнейшей плодотворной работы на годы вперед», — пояснил зампред правительства РФ Марат Хуснуллин в ходе международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ.
Цели национального проекта «Инфраструктура для жизни»
Новый нацпроект должен обеспечить достижение глобальной цели — создание «комфортной и безопасной среды для жизни». К 2030 году правительству поручено добиться выполнения следующих целевых показателей:
улучшение качества жизни на 30% в опорных населенных пунктах;
повышение обеспеченности жильем граждан до 33 кв. м на человека;
сокращение числа непригодных для жизни объектов и обновление жилищного фонда минимум на 20% в сравнении с показателями 2019 года;
повышение доступности жилья на первичном рынке;
модернизация коммунальной системы для 20 млн человек и улучшение качества системы ЖКХ;
строительство и реконструкция 2 тыс. объектов водоснабжения;
благоустройство не менее 30 тыс. общественных пространств, а также реализация не менее 1,6 тыс. проектов-победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях;
наращивание энергетической и ресурсной эффективности в ЖКХ, промышленном и инфраструктурном строительстве;
увеличение безопасности на дорогах и снижение числа ДТП в 1,5 раза;
приведение в порядок 60% дорог в регионах и 85% — на федеральных трассах и в городах;
повышение до 85% доли общественного транспорта, возраст которого не старше нормативных значений, в городах и агломерациях.
Для реализации целей власти планируют подписание меморандумов с регионами. Эти документы необходимы для финансирования социально значимых направлений и выполнения совместных задач.
Одним из наиболее сложных вопросов при реализации стратегии может стать улучшение качества жизни на 30% в опорных населенных пунктах и увеличение обеспеченности жильем граждан с 29 до 33 кв. м на человека, рассказал Марат Хуснуллин в ходе выступления в Совете Федерации. Ключевым же элементом нацпроекта, по его словам, будет строительство жилья — к 2030 году нужно построить не менее 624 млн кв. м, это порядка 100 млн кв. м ежегодно.
«Мы для этого прилагаем все наши усилия и считаем, что если на сегодняшний день мы сможем с этой задачей справиться, то жилье само за собой потащит развитие остальных направлений. Ежегодно у нас население 8–10 трлн руб. вкладывает в жилищное строительство, и, конечно, этот тренд надо поддерживать», — подчеркнул Марат Хуснуллин.
Задачи национального проекта «Инфраструктура для жизни»
В числе главных задач нацпроекта — разработка к 2030 году не менее 200 мастер-планов и комплексных планов долгосрочного развития крупных и малых городов, а также строительство не менее 150 объектов инфраструктуры. Кроме того, в течение пяти лет в регионах должны создать 5,5 тыс. социальных объектов. Среди приоритетных задач также значатся:
повышение привлекательности ИЖС и вовлечение в оборот 75 тыс. га, в том числе за счет обеспечения земельных участков необходимой инфраструктурой;
развитие единой информационной системы (ЕИС) «Стройкомплекс.РФ» и сокращение инвестиционно-строительного цикла с 1300 до 1000 дней;
обновление 33 тыс. единиц пассажирского транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов, курсирующих по магистральным маршрутам;
развитие железнодорожного Центрального транспортного узла, который свяжет Московскую агломерацию с Тульской, Калужской, Костромской, Ивановской, Ярославской, Тверской и Владимирской областями;
строительство 50 обходов городов;
восстановление и развитие новых субъектов РФ — ЛНР, ДНР, Луганской и Запорожской областей, вывод регионов на среднероссийские показатели.