Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействий) Администрации, подведомственных ей учреждений, предприятий и их должностных лиц регламентирован законодательством Луганской Народной Республики. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Гражданин согласно статье 5 Закона Луганской Народной Республики от 13.12.2019 № 115-III «О порядке рассмотрения обращений граждан Луганской Народной Республики» вправе обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.
Согласно части 2 статьи 39 Конституции Луганской Народной Республики решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судебное обжалование
Оспаривание правовых актов, решений и действий (бездействия) Администрации, подведомственных ей учреждений, предприятий и их должностных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Луганской Народной Республики (далее – КАС ЛНР)
Обжалование нормативных правовых актов относится к категории дел, возникающих из публичных правоотношений. Порядок осуществления судопроизводства по данной категории дел регулируется КАС ЛНР.
С 27.11.2019 начата деятельность судов Луганской Народной Республики по принятию и рассмотрению административных дел в рамках административного судопроизводства.
Частью 2 статьи 1 КАС ЛНР установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
3) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
По общему правилу административное исковое заявление к Администрации, подведомственным ей учреждениям, предприятиям и их должностным лицам подается в суд по месту их нахождения,
Административное исковое заявление к должностному лицу, муниципальному служащему подается в суд по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Правила подсудности административных дел регламентируется статьями 22-26 КАС ЛНР.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) Администрации, подведомственных ей учреждений, предприятий и их должностных лиц, должностных лиц, муниципальных служащих может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В административном исковом заявлении должны быть указаны:
1)наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, место его нахождения, его данные, данные представителя;
3) наименование административного ответчика, его данные;
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица обратившегося в суд нарушены;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения.
Оспаривание правовых актов, решений и действий (бездействия) Администрации, подведомственных ей учреждений, предприятий и их должностных лиц в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Луганской Народной Республики (далее АПК ЛНР)
В соответствии со статьей 29 АПК ЛНР арбитражный суд рассматривает в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе:
об оспаривании нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, если законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Луганской Народной Республики, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
С 27.11.2019 начата деятельность по принятию и рассмотрению дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в рамках судопроизводства в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 195 АПК ЛНР граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В заявлении должны быть указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению, заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Ctrnj